Оценка профессионально-психологических способностей юриста

Способности - это относительно устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, определяющие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности.

Изначально любой человек имеет те или иные определенные задатки в виде врожденных, наследственно обусловленных анатомо-физиологических и других особенностей, свойств нервной системы, лежащих в основе развития способностей. Чтобы эти задатки проявились, нужны благоприятные условия, которые стимулировали бы их дальнейшее развитие.

Задатки обнаруживают себя в определенной склонности человека к различным видам занятий. При умелом развитии задатков у субъекта полнее начинают проявляться наследственно обусловленные способности, которые представляют собой как бы сплав врожденных свойств и приобретаемого опыта. На их основе в дальнейшем у человека формируются тс или иные способности уже как продукт усвоения определенного социального опыта, становления характера и всестороннего развития личности. По отношению к способностям задатки поливалентны: на основе одних задатков могут развиваться разные способности.

Совокупность нескольких способностей, которые определяют особые профессиональные достижения человека, заметно выделяющие сто среди других, свидетельствует о его одаренности. Высшим проявлением одаренности является талант, помогающий человеку творчески решать сложные задачи, создавать новое, находить нестандартные решения сложных проблем.

Общие и специальные способности. В психологии выделяют общие и специальные способности, которые имеют связь между собой:

- общие способности обеспечивают в целом относительную легкость и высокую продуктивность овладения знаниями, различными видами деятельности. К общим способностям относят интеллектуальные способности, проявляющиеся в обучаемости индивида, и творческие способности, позволяющие человеку использовать свои знания и умения применительно к новым объектам познания, принимать оптимальные решения в нестандартных условиях при значительном дефиците информации и времени;

- специальные способности помогают человеку добиваться высоких достижений в какой-либо узкопрофессиональной деятельности.

Поскольку профессиональная деятельность юриста весьма многогранна, в первую очередь она требует широко развитых общих способностей, основу которых составляют интеллектуальные и творческие способности человека. Многие ученые-юристы справедливо считают, что для тех, кто стремится овладеть профессией юриста, стать следователем, прокурором, судьей и т.п., необходимы именно высокоразвитые общие способности, среди которых первое место, безусловно, отводится интеллектуальным способностям.

Говоря о профессии следователя как о наиболее сложной юридической профессии, А. Р. Ратинов относил ее "к тем видам деятельности, успех и даже выдающиеся достижения в которых более связаны с общим высоким развитием личности, чем СО специальными способностями". Аналогично и другие ученые среди ведущих "следственных способностей" называют общие способности человека, и прежде всего его интеллектуальные (умственные), творческие способности3.

Поскольку одним из основных компонентов правоохранительной деятельности является общение, весьма важное значение в структуре способностей юриста имеют коммуникативные способности. Кроме того, юрист должен быть наделен хорошими организаторскими способностями, о чем мы говорили ранее.

Разумеется, перечисленными выше не исчерпываются все способности, которые необходимы юристу. В зависимости от решаемых им задач одни из них на время будут проявлять себя в качестве ведущих, другие будут играть вспомогательную роль. Когда мы говорим о способности к той или иной профессиональной деятельности, в том числе и к правоприменительной, следует видеть не некую застывшую совокупность, некий набор отдельных свойств и качеств личности, а их постоянное взаимодействие, в процессе которого одни свойства компенсируют недостаток других. В этом проявляются компенсаторные возможности психики субъекта деятельности.

Критерии оценки профессиональной пригодности юриста. В ходе оценки психологических способностей к профессиональной деятельности используются объективные и субъективные критерии (показатели) профессиональной пригодности юриста. Первые характеризуют продуктивность, производительность и качество его труда. К числу вторых относятся различного рода внешние

(экспертные) оценки эффективности деятельности работника.

1. Объективные количественные характеристики, отражающие объем и качество выполненной работы. Естественно, что для различных юридических профессий разработаны особые специфические показатели такого рода. Например, для оценки труда следователей используются следующие критерии:

- количество, сложность законченных уголовных дел (в абсолютных значениях и процентах к общему числу дел, находящихся в производстве);

- количество неоконченных дел (в абсолютных значениях и процентах к общему числу дел, находящихся в производстве);

- количество дел, оконченных с нарушением установленного законом срока;

- количество дел, переданных в суд (за определенный отчетный промежуток времени, например год), и т.д.

Все это фиксируется в официальной статистической отчетности.

2. Субъективные оценочные характеристики, даваемые работникам их непосредственными руководителями.

Как правило, эти оценки имеют качественный, обобщенный характер. Они отражают успешность труда специалиста в целом либо подчеркивают один из значимых аспектов его профессиональной деятельности. Эти данные содержатся в материалах личных дел работников правоохранительных органов, в различного рода характеристиках, аттестациях и т.д.

Сюда же относятся сведения, отражающие успешность профессиональной карьеры работников правоохранительных органов: информация о назначении на более высокую должность, присвоении (особенно, внеочередном) классного чина, почетного звания, о прохождении профессиональной переподготовки, повышении квалификации и др.

Оценка психологических способностей юриста к профессиональной деятельности. В настоящее время одной из актуальных проблем в различных правоохранительных органах является разработка и внедрение в деятельность их кадровых служб системы профессионального психологического отбора. Психологическое обследование кандидатов, отбираемых на службу в правоохранительные органы, абитуриентов, поступающих в юридические образовательные учреждения, с последующим их целевым направлением в различные правоохранительные органы, предполагает решение следующих связанных между собой задач:

- отбор лиц, наиболее пригодных по своим индивидуально-психологическим качествам к учебе в юридическом вузе и в последующем к работе в правоохранительных органах;

- выявление и отсев лиц, которые по своим интеллектуальным способностям, психологическому складу, личностным особенностям могут быть в значительной степени подвержены профессиональной дезадаптации и, следовательно, не отвечают требованиям, предъявляемым к работникам правоохранительных органов.

При обследовании кандидатов используются методы собеседования (биографический метод), наблюдения и психологического тестирования. Программа тестирования включает специально подобранную батарею методик психологической диагностики, прошедших всестороннюю апробацию, в том числе и на работниках тех правоохранительных органов, в системе которых в дальнейшем придется работать поступающим туда кандидатам.

В частности, при отборе абитуриентов в образовательные учреждения, подведомственные органам прокуратуры, была подобрана батарея тестовых методик, в которые в качестве основных вошли шкала прогрессивных матриц Дж. К. Равена, один из вариантов 16-факторного опросника Р. Б. Кеттелла (16-ФЛО), стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) - адаптированный Л. Н. Собчик вариант MMPI; в качестве дополнительных - цветовой тест М. Люшера, опросник "Уровень субъективного контроля" А. М. Эткинда и некоторые другие. В целом результаты применения перечисленных тестовых методик показали свою высокую надежность.