Оценка личности больного
Для более глубоких и верифицированных выводов необходимо использовать стандартизированные методики оценки личности.
Методика "Личностный дифференциал" разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева.
Цель методики состоит в изучении определенных свойств личности, се самосознания, межличностных отношений.
Методика сформирована путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры, своеобразной "модели личности", существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.
Из Толкового словаря русского языка С. И. Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса трех классических факторов семантического дифференциала:
1) оценка;
2) сила;
3) активность.
Случайным образом исходный набор черт был разбит на шесть списков по 20 черт. Применялись три параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков:
1) оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом;
2) корреляция между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли шесть бланков самооценок (каждый составлен из 20 черт личности и требует оценить их наличие у испытуемого по пятибалльной шкале);
3) 120 черт личности оценивались по трем шкалам (семибалльным), представляющим факторы семантического дифференциала, оценки усреднялись.
В ЛД отобрана 21 личностная черта. Шкалы ЛД заполнялись испытуемым согласно инструкции оценить самих себя по отобранным чертам личности (табл. 6).
Таблица 6. Образец заполнения шкал ЛД
При применении ЛД для исследования самооценок значения фактора оценки (О) результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.
Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.
При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) — его отвержению.
Фактор силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они сознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования — подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) — на интроверированность, определенную пассивность, спокойные эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.
По мнению авторов методики, ее можно использовать во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с двумя категориями психодиагностических методов — с личностными опросчиками и социологическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, полученные с помощью опросников характеристики личности могут быть получены с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности — тревожности и экстраверсии — интроверсии служит достаточным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т.д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.
От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью.