Оценка конкурентоспособности организации
Необходимо различать понятия конкурентоспособность организации и конкурентоспособность продукции.
Под конкурентоспособностью организации понимается реальная и потенциальная способность организаций проектировать, изготовлять, реализовывать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательна для потребителей, чем продукция их конкурентов.
Основные отличия данных понятий заключаются в следующем:
• конкурентоспособность организации применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность продукции может определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день);
• оценку деятельности организации дает не только потребитель, но и сам предприниматель.
Повышение уровня конкурентоспособности организации, оптимизация ее функционирования и элементарное выживание в рыночной среде — фундаментальная проблема, требующая проведения маркетинговых исследований.
Предлагаемая ниже методика исследования конкурентоспособности организации исключительно подходит для рынка, на котором действуют организации-смежники, вступающие между собой в гласные или негласные конкурентные отношения. В таких случаях необходимо внимательно отслеживать складывающиеся тенденции, анализировать происходящие процессы, вносить необходимые коррективы в ОГЛАВЛЕНИЕ и организацию их деятельности, обеспечивая тем самым их конкурентоспособность.
Сконструируем "лист оценки" конкурентоспособности расположенных в г. Нальчике кинотеатров в сравнении друг с другом.
Для оценки возьмем наиболее посещаемые и современные кинотеатры — это "Восток", "Эльбрус", "Форум". Сравним их деятельность по четырем группам показателей: услуги; цена; сервис; продвижение услуг на рынке. В каждой из четырех групп обозначим по равному числу показателей (факторов) конкурентоспособности и оценим их по следующей системе: "О" будет означать наиболее слабые оценки по данному показателю, а "5" — доминирующие позиции кинотеатра на рынке соответствующих услуг. В табл. 4.7 приведены среднеарифметические данные оценки деятельности кинотеатров, производившейся молодежью, принявшей участие в маркетинговом исследовании сферы культурного досуга КБР (952 чел.).
Фрагментный анализ результатов исследования позволил выяснить соотношение позитивных и негативных характеристик работы рассмотренных кинопрокатных организаций, сравнить потенциальные возможности и отличия творческой и организационной деятельности, отметить положительные и отрицательные стороны проводимой ими работы с точки зрения их посетителей. Основываясь на этих данных, руководству кинотеатра следует строить дальнейшую стратегию и тактику маркетинга, что позволит создать развитую досуговую инфраструктуру с учетом требований потребителей и существенно повысить посещаемость этих учреждений.
Таблица 4.7. Лист оценки конкурентоспособности кинотеатров г. Нальчика в баллах
N° п/п |
Факторы конкурентоспособности |
Кинотеатр |
||
" Восток" |
"Эльбрус" |
"Форум" |
||
1. Услуги |
||||
1.1 |
Репертуар фильмов |
13 |
4,86 |
2.66 |
1.2 |
Качество демонстрации фильмов |
1.73 |
3.1" |
|
1.3 |
Интерьер кинозала и фойе |
4,8 |
1.1 |
3.26 |
1.4 |
Работа кассы |
3,73 |
4,33 |
3,33 |
2. Цены на билеты |
||||
2.1 |
В зависимости от качества фильма |
3,33 |
3,4 |
2,93 |
2.2 |
В зависимости от времени суток |
1,06 |
3,73 |
3.73 |
2.3 |
В зависимости от дня недели |
3,4 |
3.33 |
3,4 |
2.4 |
Цены на повторные фильмы |
3,26 |
3.33 |
3,13 |
3. Сервис |
||||
3.1 |
Продажа книг и периодики в фойе |
0 |
0 |
0 |
3.2 |
Организация выставок в фойе |
1 |
1,8 |
1 |
3.3 |
Работа буфета, кафе, бара |
4,26 |
4,26 |
4 |
3.4 |
Работа игровых комплексов в фойе |
4,04 |
4,33 |
4 |
4. Продвижение услуг |
||||
1.1 |
Сбор предварительных заявок от населения |
2,13 |
2,2 |
2,06 |
4.2 |
Использование для рекламирования радио и ТВ |
3,93 |
4 |
3,93 |
4.3 |
Оформление рекламных щитов |
4,26 |
5 |
2,26 |
1.4 |
Видеообзоры репертуара перед киносеансами |
4,8 |
4,8 |
4,73 |
Всего баллов: |
56,26 |
58,57 |
47.9 |
Из опыта работы известных компаний
Оригинальное Mini-решение
Маркетологам, занимающимся продвижением автомобилей Mini, не повезло. В то время как конкуренты каждый год выпускают новые и улучшенные версии, у них в наличии остается все тот же автомобиль, пусть легендарный, но тот же самый. Однако потребителям надо постоянно напоминать о себе. Но что говорить, если ничего не изменилось? Вот какое решение придумали сотрудники американского подразделения Mini. Проведя небольшое исследование, они выяснили, что покупатели данной марки как члены особого клуба: у них свои интересы и взгляды на жизнь. Тогда, чтобы поднять продажи, маркетологи решили обратиться к... владельцам Mini. Они отправили каждому декодер, устройство, позволяющее разгадывать тайные цифры. Шифр не заставил себя долго ждать. В конце каждого нового рекламного ролика марки было тайное послание для уже имеющихся клиентов. Те, кто собрал все сообщения, узнавал, что в определенное время в определенном месте состоится съезд всех владельцев Mini, предусмотрено ралли и масса развлечений. Удивительно, но этот маркетинговый ход позволил повысить продажи на 38 000 шт. в год. Многим захотелось присоединиться к клубу избранных.
По итогам проведенных исследований
Москвичи ежегодно тратят на покупки 7619 евро, в то время как лондонцы 5760, а жители немецких городов — около 5600. Такие данные приводят аналитики Cushman& Wakefield. При этом доходы москвичей значительно превышают общероссийский уровень. В 2010 г. они составили 1532 долл. по сравнению с 620 долл. в среднем по стране. Согласно результатам исследования, 68% своих доходов жители столицы тратят на приобретение товаров и услуг. И этот показатель оказался самым высоким в Европе. Всего же, по данным Росстата, средний россиянин зарабатывает за год 8330 долл., из которых тратит 4941 долл.
В два раза меньше, чем среднестатистический житель большинства мегаполисов мира, может купить на свою зарплату москвич. К такому выводу пришел Швейцарский инвестиционный банк в ходе проведенного исследования. Так, например, выяснилось, что цены в Москве ниже, чем в самых дорогих столицах мира на 40%, правда, средняя зарплата работающих жителей города при этом отстает еще сильнее (например, она в три раза меньше, чем у жителей Нью-Йорка). Лишь немногим больше, чем у москвичей, зарплата жителей Сеула, Гонконга и Тайбэя. Но доходы москвичей уверенно обошли заработки жителей Праги, Таллина и Варшавы и втрое превысили среднюю зарплату киевлян.
53% жителей Земли, принявших участие в глобальном опросе ассоциации Gallup International "Глобальный Барометр Надежды — 2011", заявили о том, что в целом счастливы. Несчастливых людей значительно меньше (в четыре раза), хотя их число достигло максимального значения за последние 35 лет (13%). Россия заняла 40-е место (из 58) в рейтинге уровня счастья. В нашей стране счастливых людей больше (39%), чем несчастливых, но меньше, чем в среднем в мире. При этом наша страна вошла в десятку стран, где самым популярным ответом респондентов была фраза: "Я ни счастлив, ни несчастлив" (42%).