Оценка конкурентоспособности организации

Необходимо различать понятия конкурентоспособность организации и конкурентоспособность продукции.

Под конкурентоспособностью организации понимается реальная и потенциальная способность организаций проектировать, изготовлять, реализовывать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательна для потребителей, чем продукция их конкурентов.

Основные отличия данных понятий заключаются в следующем:

• конкурентоспособность организации применима к достаточно длительному промежутку времени, в то время как конкурентоспособность продукции может определяться в любой малый с экономической точки зрения промежуток времени (месяц, неделя, день);

• оценку деятельности организации дает не только потребитель, но и сам предприниматель.

Повышение уровня конкурентоспособности организации, оптимизация ее функционирования и элементарное выживание в рыночной среде — фундаментальная проблема, требующая проведения маркетинговых исследований.

Предлагаемая ниже методика исследования конкурентоспособности организации исключительно подходит для рынка, на котором действуют организации-смежники, вступающие между собой в гласные или негласные конкурентные отношения. В таких случаях необходимо внимательно отслеживать складывающиеся тенденции, анализировать происходящие процессы, вносить необходимые коррективы в ОГЛАВЛЕНИЕ и организацию их деятельности, обеспечивая тем самым их конкурентоспособность.

Сконструируем "лист оценки" конкурентоспособности расположенных в г. Нальчике кинотеатров в сравнении друг с другом.

Для оценки возьмем наиболее посещаемые и современные кинотеатры — это "Восток", "Эльбрус", "Форум". Сравним их деятельность по четырем группам показателей: услуги; цена; сервис; продвижение услуг на рынке. В каждой из четырех групп обозначим по равному числу показателей (факторов) конкурентоспособности и оценим их по следующей системе: "О" будет означать наиболее слабые оценки по данному показателю, а "5" — доминирующие позиции кинотеатра на рынке соответствующих услуг. В табл. 4.7 приведены среднеарифметические данные оценки деятельности кинотеатров, производившейся молодежью, принявшей участие в маркетинговом исследовании сферы культурного досуга КБР (952 чел.).

Фрагментный анализ результатов исследования позволил выяснить соотношение позитивных и негативных характеристик работы рассмотренных кинопрокатных организаций, сравнить потенциальные возможности и отличия творческой и организационной деятельности, отметить положительные и отрицательные стороны проводимой ими работы с точки зрения их посетителей. Основываясь на этих данных, руководству кинотеатра следует строить дальнейшую стратегию и тактику маркетинга, что позволит создать развитую досуговую инфраструктуру с учетом требований потребителей и существенно повысить посещаемость этих учреждений.

Таблица 4.7. Лист оценки конкурентоспособности кинотеатров г. Нальчика в баллах

N° п/п

Факторы конкурентоспособности

Кинотеатр

" Восток"

"Эльбрус"

"Форум"

1. Услуги

1.1

Репертуар фильмов

13

4,86

2.66

1.2

Качество демонстрации фильмов

1.73

3.1"

1.3

Интерьер кинозала и фойе

4,8

1.1

3.26

1.4

Работа кассы

3,73

4,33

3,33

2. Цены на билеты

2.1

В зависимости от качества фильма

3,33

3,4

2,93

2.2

В зависимости от времени суток

1,06

3,73

3.73

2.3

В зависимости от дня недели

3,4

3.33

3,4

2.4

Цены на повторные фильмы

3,26

3.33

3,13

3. Сервис

3.1

Продажа книг и периодики в фойе

0

0

0

3.2

Организация выставок в фойе

1

1,8

1

3.3

Работа буфета, кафе, бара

4,26

4,26

4

3.4

Работа игровых комплексов в фойе

4,04

4,33

4

4. Продвижение услуг

1.1

Сбор предварительных заявок от населения

2,13

2,2

2,06

4.2

Использование для рекламирования радио и ТВ

3,93

4

3,93

4.3

Оформление рекламных щитов

4,26

5

2,26

1.4

Видеообзоры репертуара перед киносеансами

4,8

4,8

4,73

Всего баллов:

56,26

58,57

47.9

Из опыта работы известных компаний

Оригинальное Mini-решение

Маркетологам, занимающимся продвижением автомобилей Mini, не повезло. В то время как конкуренты каждый год выпускают новые и улучшенные версии, у них в наличии остается все тот же автомобиль, пусть легендарный, но тот же самый. Однако потребителям надо постоянно напоминать о себе. Но что говорить, если ничего не изменилось? Вот какое решение придумали сотрудники американского подразделения Mini. Проведя небольшое исследование, они выяснили, что покупатели данной марки как члены особого клуба: у них свои интересы и взгляды на жизнь. Тогда, чтобы поднять продажи, маркетологи решили обратиться к... владельцам Mini. Они отправили каждому декодер, устройство, позволяющее разгадывать тайные цифры. Шифр не заставил себя долго ждать. В конце каждого нового рекламного ролика марки было тайное послание для уже имеющихся клиентов. Те, кто собрал все сообщения, узнавал, что в определенное время в определенном месте состоится съезд всех владельцев Mini, предусмотрено ралли и масса развлечений. Удивительно, но этот маркетинговый ход позволил повысить продажи на 38 000 шт. в год. Многим захотелось присоединиться к клубу избранных.

По итогам проведенных исследований

Москвичи ежегодно тратят на покупки 7619 евро, в то время как лондонцы 5760, а жители немецких городов — около 5600. Такие данные приводят аналитики Cushman& Wakefield. При этом доходы москвичей значительно превышают общероссийский уровень. В 2010 г. они составили 1532 долл. по сравнению с 620 долл. в среднем по стране. Согласно результатам исследования, 68% своих доходов жители столицы тратят на приобретение товаров и услуг. И этот показатель оказался самым высоким в Европе. Всего же, по данным Росстата, средний россиянин зарабатывает за год 8330 долл., из которых тратит 4941 долл.

В два раза меньше, чем среднестатистический житель большинства мегаполисов мира, может купить на свою зарплату москвич. К такому выводу пришел Швейцарский инвестиционный банк в ходе проведенного исследования. Так, например, выяснилось, что цены в Москве ниже, чем в самых дорогих столицах мира на 40%, правда, средняя зарплата работающих жителей города при этом отстает еще сильнее (например, она в три раза меньше, чем у жителей Нью-Йорка). Лишь немногим больше, чем у москвичей, зарплата жителей Сеула, Гонконга и Тайбэя. Но доходы москвичей уверенно обошли заработки жителей Праги, Таллина и Варшавы и втрое превысили среднюю зарплату киевлян.

53% жителей Земли, принявших участие в глобальном опросе ассоциации Gallup International "Глобальный Барометр Надежды — 2011", заявили о том, что в целом счастливы. Несчастливых людей значительно меньше (в четыре раза), хотя их число достигло максимального значения за последние 35 лет (13%). Россия заняла 40-е место (из 58) в рейтинге уровня счастья. В нашей стране счастливых людей больше (39%), чем несчастливых, но меньше, чем в среднем в мире. При этом наша страна вошла в десятку стран, где самым популярным ответом респондентов была фраза: "Я ни счастлив, ни несчастлив" (42%).