Оценка как процесс. Характеристики и этапы процесса оценки

Перейдем к рассмотрению понятия "оценка" как процесса, который следует определенному алгоритму и независим от конкретных характеристик тех или иных объекта и субъекта оценки. В этом случае важно установить параметры процесса, его характеристики, исследовать его структурные особенности, определить последовательность его этапов.

Основными характеристиками оценочного процесса являются его упорядоченность – выделяются общие для всех случаев оценки этапы ее проведения, реализуемые в определенной последовательности (и которые нельзя пропустить или переставить, поскольку это может привести к искажению результата); целенаправленность – существует приоритет цели оценки, во многом в дальнейшем определяющей особенности процесса оценки (состоящие, в частности, в выборе вида оцениваемой стоимости, подходов и методов оценки, проведении процедуры согласования[1] и т.п.).

Данные характеристики указывают на системность процесса оценки.

Если рассмотреть исторический аспект, то впервые определение термина "оценивать" было дано на семинаре Всемирного банка[2].

"Термин “оценивать” (appraise) имеет несколько различных значений в зависимости от контекста, в котором он используется. Он может (по словарю Вебстера – Webster's New World Dictionary):

1) определять цену чего-либо, устанавливать стоимость чего-либо;

2) оценивать количество чего-либо;

3) выносить суждение о качестве или ценности чего-либо".

Суммируя, получим: оценивать (appraise) – определять цену, устанавливать стоимость, оценивать качество, выносить суждение о ценности или полезности чего-либо.

Несмотря на обобщенность этого определения (а не профессиональную направленность), речь в нем в первую очередь идет о стоимостной оценке[3].

Таким образом, важная особенность анализируемого процесса состоит также и в том, что данная оценка (представляющая собой разновидность экономической оценки) является стоимостной. Это значит, что все характеристики объекта оценки (как количественные, так и качественные), параметры внешних ценообразующих факторов, отражающих рыночную конъюнктуру, риски инвестора и т.п. должны быть выражены как стоимостные показатели, т.е. в денежном (количественном) выражении, независимо от того, насколько просто они поддаются точному измерению.

Наконец, это процесс динамический, поскольку все ценообразующие факторы для данного объекта оценки изменяются вслед за изменением рыночной ситуации и в результате использования этого объекта во времени. Поэтому любая стоимостная оценка осуществляется на конкретную дату, называемую датой оценки.

Однако и здесь существовали проблемы. В ст. 11 Закона об оценочной деятельности речь идет о необходимости указания "даты проведения оценки", "даты составления отчета" и "даты определения стоимости". Определения отсутствуют. Поэтому на практике часто в отчетах об оценке ввиду подобной несогласованности понятий в нормативном источнике встречались ситуации, когда дата определения стоимости указывалась одна, а дата проведения оценки – другая. При этом "дата проведения оценки" путалась с "периодом проведения оценочных работ". Или же "дата составления отчета" указывалась "с... по...", т.е. периодом, а это уже – не дата.

В п. 8 ФСО № 1 теперь дано определение понятия "дата оценки", что делает применение других указанных выше понятий неуместными.

Дата оценки (вместо "дата проведения оценки", "дата определения стоимости") – это дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки. Именно на эту дату анализируются соответствующий рынок и финансовая отчетность и принимаются во внимание (фиксируются) значения всех доступных стоимостных факторов.

Так, отчет может составляться в период с 1 по 10 марта 2004 г., а датой оценки быть 1 августа 1913 г. или 21 декабря 2012 г., лишь бы оценщик сумел найти необходимую информацию, характеризующую рынок и объект оценки на эту дату[4].

Процесс оценки независимо от специфики объекта оценки состоит из следующих семи этапов[5].

1. Постановка задачи – первый этап, который включает в себя: предварительное ознакомление с объектом оценки, его идентификацию, выявление предмета оценки, согласование с заказчиком цели и назначения (функции) оценки, а также даты оценки; составление календарного плана[6] оценки; проведение калькуляции затрат, определяющей вознаграждение оценщика; подписание с заказчиком Договора на оценку.

2. Сбор и проверка информации.

3. Преобразование финансовой отчетности, анализ финансового состояния предприятия[7].

4. Выбор уместных подходов и методов оценки и проведение необходимых расчетов.

5. Согласование результатов и подготовка итогового заключения.

6. Подготовка (оформление) отчета об оценке.

7. Представление отчета заказчику и его защита.

Итак, процесс оценки – это документально и логически обоснованная, систематизированная процедура исследования ценностных характеристик оцениваемого объекта, основанная на общепринятых подходах и методах оценки, для вынесения окончательного суждения о его стоимости. Задача оценщика – анализ этих характеристик и количественная (в денежном выражении) интерпретация степени полезности оцениваемого имущества. Результат суммарного воздействия всех выявленных, в том числе рыночных, факторов на стоимость объекта в условиях конкретного рынка в конкретный момент времени отражается в итоговом суждении – отчете об оценке.

Приемлемо и более лаконичное определение[8]: оценка "представляет собой целенаправленный, упорядоченный процесс исчисления величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка".

Оценка как процесс профессионального исчисления величины стоимости представляет собой реализацию знаний и практических навыков исполнителем (оценщиком) при решении конкретной поставленной задачи определения величины стоимости конкретного объекта. Образцовый способ применения теории оценки как научного знания для того или иного конкретного прикладного аспекта могли бы давать Методические рекомендации, разрабатываемые в рамках Национального совета по оценочной деятельности в Российской Федерации и утверждаемые им же, но носящие рекомендательный характер.

Различие двух анализируемых выше трактовок понятия "оценка" наглядно проявляется при использовании концепций теории принятия решений. Если оценка рассматривается как процесс, то принятие решения сводится к выбору одного из вариантов оценки, соответствующего заранее заданной (сформулированной) цели оценки. Цель в данном случае не является предметом принятия решения. Здесь велика профессиональная составляющая[9] понятия. При рассмотрении оценки как деятельности (как в широком, так и в узком смысле) субъекты оценки сами вырабатывают критерии и цели своей деятельности, корректируя их в процессе реализации. Здесь значительны соответственно социальная и предпринимательская составляющие[10]. В этом смысле оценка как деятельность – более широкое понятие, чем оценка как процесс. При этом оценка как деятельность в целом – гораздо менее формализуемое явление. Это, в частности, объясняет сложность проблем, связанных с нормативным регулированием оценочной деятельности и разработкой федеральных стандартов.