Оценка качества работы электронного правительства
Качество работы электронного правительства — одно из направлений оценивания государственного управления. Этот показатель может использоваться самостоятельно при сравнении стран, а может быть одной из составляющих общей оценки качества государственного управления. Международные исследователи (такие сравнения проводит, например, ООП) оценивают его из учета трех направлений: уровень использования населением услуг е-правительства, развитость электронных услуг и телекоммуникационной инфраструктуры, а также человеческий капитал, что вместе формирует индекс развития электронного правительства.
Показатель "уровень использования населением услуг е-правительства" оценивается по долям: 1) е-услуг в общем объеме потребления услуг населением; 2) услуг государственных учреждений, которые оказываются в электронном формате; 3) услуг государственных учреждений, имеющих собственные сайты.
Второе направление — развитость электронных услуг и телекоммуникационной инфраструктуры — оценивается: по числу персональных компьютеров на 100 домохозяйств населения; по доле домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет; в общем объеме. Часто применяется показатель "Доля домохозяйств, использующих Интернет для получения информации о товарах и услугах", отражающий навык населения как активного пользователя компьютерами. Чаще всего используют два показателя: доступность Интернета и уровень использования населением в-услуг правительства (табл. 15.3).
Таблица 15.3. Доступность Интернета (И) и уровень использования населением услуг е-правительства (В) в 2007 г., %
Страна |
И |
В |
Страна |
И |
В |
Страна |
II |
В |
Австрия |
98 |
28 |
Финляндия |
86 |
50 |
Испания |
78 |
45 |
Словения |
98 |
30 |
Франция |
85 |
48 |
Германия |
77 |
11 |
Великобритания |
90 |
39 |
Португалия |
84 |
18 |
Дания |
76 |
57 |
Норвегия |
89 |
60 |
Эстония |
83 |
28 |
Италия |
75 |
18 |
Швеция |
87 |
53 |
Нидерланды |
79 |
57 |
Ирландия |
74 |
36 |
К показателям оценки человеческого капитала относят: уровень и качество образования в стране; количество студентов на 1 тыс. жителей; продолжительность обучения; а также финансовые показатели: расходы па одного обучающегося в школе и высшем учебном заведении и др. В прил. 13 приведена таблица, характеризующая уровень образования (долю лиц с высшим образованием) в странах ОЭСР.
Учитывая, что паша страна лишь частично участвует в мониторингах ООН и ОЭСР (в России, как правило, не проводятся качественные замеры общенационального характера), приведем отдельные данные, содержащиеся в ежегодных отчетах НИИ (НИУ) ВШЭ "Информационная Россия" (табл. 15.4).
Таблица 15.4. Информационные характеристики российского общества
Показатель |
2010 г. |
2012/2013 гг. |
Прирост, % |
|
Доля занятого населения, имеющего высшее образование, в возрасте от 16 до 64 лет, % |
30,1 |
31,2 |
103,6 |
|
Удельный вес студентов, обучающихся в высшей школе, в общей численности населения, % |
4,9 |
4,2 |
85,7 |
|
Доля внутренних затрат на научно-исследовательские работы в ВВП, % |
1,3 |
2,9 |
223,1 |
|
Доля органов государственной власти и МСУ, использующих Интернет, % |
86,8 |
93 |
107,1 |
|
Доля государственных заказов, размещенных в сети "Интернет", %: — по количеству торгов; - по стоимости заключенных контрактов |
25 114 |
92,8 64,4 |
371,2 447,2 |
|
Доля организаций, использующих компьютеры, в общем объеме, % |
93,8 |
94 |
100,2 |
|
Число персональных компьютеров на 100 человек — работников организаций, шт. |
39 |
43 |
110,2 |
|
Доля организаций, использующих Интранет, в общем количестве обследованных, % |
13,7 |
14,3 |
104,4 |
|
Доля организаций, имевших свой веб-сайт, в общем количестве обследуемых, % |
28,5 |
37,3 |
130,9 |
|
Число персональных компьютеров на 100 домохозяйств, % |
63 |
86 |
136,5 |
|
Доля домохозяйств, использующих Интернет для получения информации о товарах, % |
7,9 |
11 |
139,2 |
|
Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети "Интернет", в общем объеме, % |
43,1 |
55 |
127,6 |
|
Для таких данных, как число активных пользователей Интернета, их количество на 100 чел. населения, доля населения, пользующаяся услугами е-правительства — в таблице оставлено место, но сведений не представлено. Для их получения нужны качественные социологические обследования населения, которые в массовом порядке в России пока не проводятся. При этом таблица показывает достаточно полный набор количественных показателей. Важные выводы, вытекающие из анализа показателей таблицы: 1) высокие темпы развития информационной инфраструктуры, как бизнеса, так и государственных структур; 2) снижение удельного веса студентов. Это — единственный показатель таблицы, имеющий отрицательную динамику, что не столько характеризует уменьшение человеческого капитала, сколько отражает демографические тенденции: падение рождаемости и рост миграции.
Подводя итог оцениванию качества электронного правительства, воспользуемся данными ООН, сравнивающими 192 страны по обобщенному индексу1. По результатам этих исследований (в скобках приведен итоговый индекс), ^-правительство больше всего развито: в республике Корея (0,88), США (0,85), Канаде (0,84), Великобритании (0,82), Нидерландах (0,81), Норвегии (0,80), Дании (0,79), Австралии (0,79), Испании (0,75) и Франции (0,75). Россия в этом исследовании заняла 59 место с индексом 0,51.
Для углубления понимания разницы между электронным и открытым правительством приведем обобщенные характеристики последнего. Так, ОЭСР предлагает следующий набор характеристик открытого правительства:
1) рост прозрачности;
2) уровень открытости;
3) отчетность общественного сектора;
4) повышение эффективности работы за счет кооперации;
5) повышение эффективности за счет внедрения принципов менеджмента;
6) использование экономических оценок для деятельности государственных служб и организаций;
7) степень вовлеченности населения в общественные слушания;
8) вовлеченность населения в принятие государственных решений.
В основу сравнения положен опрос экспертов, которые оценивали каждый из названных восьми параметров по принципу "да" или "нет". В табл. 15.5 приведены итоги. Отметим, что высший результат — 5 положительных оценок из 8 имеют следующие страны: Чили, Ирландия, Словения, Швеция и Россия.
Таблица 15.5. Характеристики открытого правительства по странам
Отметим, что мониторинг качества государственного управления начиная с 1960-х гг. проводят многие социологические и политические центры. Он объемен, разные центры применяют различные методики, например Common Assessment Framework (CAF), TQM, GRICS (Government Research Indicator Country Snapahot), WBES — сравнительная оценка делового климата, качества регулирования, уровня коррупции, качества государственных услуг и др. Они постоянно совершенствуются, дополняясь качественными показателями. С 2010 г. разработана и применяется методика оценки качества работы государственных учреждений в нашей стране.