Оценка качества работы электронного правительства

Качество работы электронного правительства — одно из направлений оценивания государственного управления. Этот показатель может использоваться самостоятельно при сравнении стран, а может быть одной из составляющих общей оценки качества государственного управления. Международные исследователи (такие сравнения проводит, например, ООП) оценивают его из учета трех направлений: уровень использования населением услуг е-правительства, развитость электронных услуг и телекоммуникационной инфраструктуры, а также человеческий капитал, что вместе формирует индекс развития электронного правительства.

Показатель "уровень использования населением услуг е-правительства" оценивается по долям: 1) е-услуг в общем объеме потребления услуг населением; 2) услуг государственных учреждений, которые оказываются в электронном формате; 3) услуг государственных учреждений, имеющих собственные сайты.

Второе направление — развитость электронных услуг и телекоммуникационной инфраструктуры — оценивается: по числу персональных компьютеров на 100 домохозяйств населения; по доле домашних хозяйств, имеющих доступ к сети Интернет; в общем объеме. Часто применяется показатель "Доля домохозяйств, использующих Интернет для получения информации о товарах и услугах", отражающий навык населения как активного пользователя компьютерами. Чаще всего используют два показателя: доступность Интернета и уровень использования населением в-услуг правительства (табл. 15.3).

Таблица 15.3. Доступность Интернета (И) и уровень использования населением услуг е-правительства (В) в 2007 г., %

Страна

И

В

Страна

И

В

Страна

II

В

Австрия

98

28

Финляндия

86

50

Испания

78

45

Словения

98

30

Франция

85

48

Германия

77

11

Великобритания

90

39

Португалия

84

18

Дания

76

57

Норвегия

89

60

Эстония

83

28

Италия

75

18

Швеция

87

53

Нидерланды

79

57

Ирландия

74

36

К показателям оценки человеческого капитала относят: уровень и качество образования в стране; количество студентов на 1 тыс. жителей; продолжительность обучения; а также финансовые показатели: расходы па одного обучающегося в школе и высшем учебном заведении и др. В прил. 13 приведена таблица, характеризующая уровень образования (долю лиц с высшим образованием) в странах ОЭСР.

Учитывая, что паша страна лишь частично участвует в мониторингах ООН и ОЭСР (в России, как правило, не проводятся качественные замеры общенационального характера), приведем отдельные данные, содержащиеся в ежегодных отчетах НИИ (НИУ) ВШЭ "Информационная Россия" (табл. 15.4).

Таблица 15.4. Информационные характеристики российского общества

Показатель

2010 г.

2012/2013 гг.

Прирост, %

Доля занятого населения, имеющего высшее образование, в возрасте от 16 до 64 лет, %

30,1

31,2

103,6

Удельный вес студентов, обучающихся в высшей школе, в общей численности населения, %

4,9

4,2

85,7

Доля внутренних затрат на научно-исследовательские работы в ВВП, %

1,3

2,9

223,1

Доля органов государственной власти и МСУ, использующих Интернет, %

86,8

93

107,1

Доля государственных заказов, размещенных в сети "Интернет", %:

— по количеству торгов;

- по стоимости заключенных контрактов

25 114

92,8 64,4

371,2 447,2

Доля организаций, использующих компьютеры, в общем объеме, %

93,8

94

100,2

Число персональных компьютеров на 100 человек — работников организаций, шт.

39

43

110,2

Доля организаций, использующих Интранет, в общем количестве обследованных, %

13,7

14,3

104,4

Доля организаций, имевших свой веб-сайт, в общем количестве обследуемых, %

28,5

37,3

130,9

Число персональных компьютеров на 100 домохозяйств, %

63

86

136,5

Доля домохозяйств, использующих Интернет для получения информации о товарах, %

7,9

11

139,2

Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к сети "Интернет", в общем объеме, %

43,1

55

127,6

Для таких данных, как число активных пользователей Интернета, их количество на 100 чел. населения, доля населения, пользующаяся услугами е-правительства — в таблице оставлено место, но сведений не представлено. Для их получения нужны качественные социологические обследования населения, которые в массовом порядке в России пока не проводятся. При этом таблица показывает достаточно полный набор количественных показателей. Важные выводы, вытекающие из анализа показателей таблицы: 1) высокие темпы развития информационной инфраструктуры, как бизнеса, так и государственных структур; 2) снижение удельного веса студентов. Это — единственный показатель таблицы, имеющий отрицательную динамику, что не столько характеризует уменьшение человеческого капитала, сколько отражает демографические тенденции: падение рождаемости и рост миграции.

Подводя итог оцениванию качества электронного правительства, воспользуемся данными ООН, сравнивающими 192 страны по обобщенному индексу1. По результатам этих исследований (в скобках приведен итоговый индекс), ^-правительство больше всего развито: в республике Корея (0,88), США (0,85), Канаде (0,84), Великобритании (0,82), Нидерландах (0,81), Норвегии (0,80), Дании (0,79), Австралии (0,79), Испании (0,75) и Франции (0,75). Россия в этом исследовании заняла 59 место с индексом 0,51.

Для углубления понимания разницы между электронным и открытым правительством приведем обобщенные характеристики последнего. Так, ОЭСР предлагает следующий набор характеристик открытого правительства:

1) рост прозрачности;

2) уровень открытости;

3) отчетность общественного сектора;

4) повышение эффективности работы за счет кооперации;

5) повышение эффективности за счет внедрения принципов менеджмента;

6) использование экономических оценок для деятельности государственных служб и организаций;

7) степень вовлеченности населения в общественные слушания;

8) вовлеченность населения в принятие государственных решений.

В основу сравнения положен опрос экспертов, которые оценивали каждый из названных восьми параметров по принципу "да" или "нет". В табл. 15.5 приведены итоги. Отметим, что высший результат — 5 положительных оценок из 8 имеют следующие страны: Чили, Ирландия, Словения, Швеция и Россия.

Таблица 15.5. Характеристики открытого правительства по странам

Отметим, что мониторинг качества государственного управления начиная с 1960-х гг. проводят многие социологические и политические центры. Он объемен, разные центры применяют различные методики, например Common Assessment Framework (CAF), TQM, GRICS (Government Research Indicator Country Snapahot), WBES — сравнительная оценка делового климата, качества регулирования, уровня коррупции, качества государственных услуг и др. Они постоянно совершенствуются, дополняясь качественными показателями. С 2010 г. разработана и применяется методика оценки качества работы государственных учреждений в нашей стране.