Оценка инвестиционной привлекательности регионов
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Стратегия-2020) стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI в., занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. Россия в 2015–2020 гг. должна войти в пятерку стран – лидеров по объему валового внутреннего продукта (ВВП) по паритету покупательной способности.
Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к 2020 г. Уровень доходов и качество жизни россиян к 2020 г. должны достигнуть показателей, характерных для развитых экономик. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность услуг образования и здравоохранения требуемого качества, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам и обеспечение экологической безопасности. Обобщающий показатель уровня жизни – ВВП на душу населения по паритету покупательной способности – должен увеличиться до более чем 30 тыс. долл. в 2020 г. (70%) .
Охват высшим и средним профессиональным образованием населения составит 60–70%, средний уровень обеспеченности жильем достигнет к 2020 г. около 30 м2 на человека (или около 100 м2 на среднестатистическую семью). Уровень смертности от насильственных причин снизится примерно вдвое. Концепция нацелена на формирование общества, основанного на доверии и ответственности, включая доверие населения к государственным и частным экономическим институтам.
Как известно, инвестиции играют важнейшую роль в поддержании и наращивании экономического потенциала любого государства, его субъектов. Это, в свою очередь, благоприятно сказывается на деятельности бизнеса, предприятий, ведет к повышению качества жизни населения, увеличению валового национального продукта, повышает активность страны на внешнем рынке.
Как известно, увеличение поступления инвестиций в регион для обеспечения главной цели регионального развития – повышения качества жизни его населения – обеспечивается повышением его инвестиционной привлекательности. То есть с позиции сущности перевода экономики региона на инновационный тип развития в соответствии со "Стратегией-2020" проблема повышения инвестиционной привлекательности региона является одной из ключевых.
Поясним, что собой представляет инвестиционная привлекательность региона.
Инвестиционная привлекательность региона – это интегральная характеристика отдельных регионов России, представляющая собой совокупность различных объективных признаков (инвестиционного климата и др.), средств (уровня развития инфраструктуры и др.), возможностей (привлечения инвестиционных ресурсов и др.) и иных факторов (природно-географических, социально-экономических, политических и др.), существенно влияющих на совокупный потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции, формирование дохода от инвестиций и инвестиционных рисков, эффективность осуществления в регионе инвестиционной деятельности и, как следствие, формирующих представление инвестора о целесообразности и эффективности реализации инвестиционных проектов в регионе, инвестирования в региональные объекты, участия в региональном инвестиционном рынке, и реализуемая через региональную инвестиционную активность, выражаемую в развитии инвестиционной деятельности в регионе посредством преимущественно реальных инвестиций.
Ключевым фактором, оказывающим влияние на инвестиционную привлекательность, является понятие "инвестиционный климат", отличающееся сложностью и комплексностью, рассматриваемое как для России в целом, так и на уровне региона и традиционно означающее наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования.
На макроуровне это понятие включает показатели политической (включая законодательство), экономической и социальной среды для инвестиций. Например, для потенциальных иностранных инвесторов при анализе политической ситуации решающую роль играют политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных договоров по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и т.д. На инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечеткость и особенно нестабильность законодательства принимающей страны, поскольку последняя лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность инвестиций.
На микроуровне инвестиционный климат проявляет себя через двусторонние отношения инвестора (частного или юридического лица) и конкретных государственных (муниципальных) органов власти, хозяйственных субъектов-поставщиков, клиентов, банков, небанковских финансовых структур, а также профсоюзов и трудовых коллективов региона – реципиента инвестиций. На этом уровне происходит конкретизация интегральной оценки инвестиционного климата в ходе реальных экономических, юридических, культурных контактов иностранной фирмы с новой для нее средой.
Так как практически любые законодательные и нормативно-правовые усилия правительства по формированию благоприятного инвестиционного климата могут быть блокированы нормотворчеством местных властей, а усилия на местном уровне по созданию льготного хозяйственного режима для иностранных инвестиций зачастую могут компенсировать некоторые изъяны общеэкономического регулирования федерального правительства, именно эта сторона взаимоотношений между инвестором и государством зачастую становится определяющей.