Уровень 2
Риск инвестиционного проекта. Как было сказано выше, риск можно охарактеризовать как неопределенность результата (эффекта) инвестиционного проекта. Другое понимание риска (downside risk) - это возможность непредвиденных неблагоприятных событий, способных оказать негативное влияние на эффект проекта. Страновой риск связан с особенностями страны, в которой осуществляет свою деятельность транснациональная корпорация.
Важнейшие аспекты странового риска. Рассматривая условия страны, в которой предстоит осуществлять деятельность, международная корпорация наибольшее внимание уделяет следующим аспектам:
o условиям налогообложения;
o политическому и правовому рискам, свойственным данной стране;
o возможностям вывоза (репатриации) валюты.
Условия налогообложения. Условия налогообложения являются важнейшим фактором инвестиционной привлекательности вложений в активы той или иной страны. Обычно прежде чем осуществлять капиталовложения, потенциальный иностранный инвестор с помощью профессиональных юристов, консультантов выясняет следующие важнейшие вопросы, касающиеся предполагаемой области деятельности:
o состав налогов и уровень налоговых ставок;
o налогооблагаемая база, последовательность и режим выплаты того или иного вида налога;
o возможные льготы и сложившаяся в стране практика минимизации суммы выплачиваемых налогов;
o законодательство страны - экспортера капитала, касающееся налогообложения прибыли и иных налогов при осуществлении иностранных инвестиций.
Например, в Англии практикуется отсрочка выплаты налогов при осуществлении инвестиционных проектов за рубежом; в США при определенных условиях (владение не менее чем 5% долей в уставном капитале иностранного предприятия и др.) компании пользуются налоговым кредитом, предоставляемым правительством этой страны в размере суммы уплаченных за рубежом налогов и т.п.
Пример. Компания "А", находящаяся в стране X, продает машины в страну У (10 тыс. шт. по 30 000 евро за единицу). Диапазон рыночных цен на данные машины - от 25 000 до 30 000 евро. Компания "А" платит налог на прибыль по ставке 30%. В стране У ставка налога на прибыль равна 20%.
Счет прибылей компании "А" и компании "Б", покупающей машины, а также производящей их адаптацию к местным условиям и продажу в стране У по 40 000 евро, представлен в табл. 5.7.
ТАБЛИЦА 5.7. Счет прибылей компаний "А" и "Б" при продаже машин компанией "А" по верхнему пределу рыночных цен
Счет прибылей |
Компании "А" в стране X |
Компании "Б" в стране V |
Итого по двум компаниям |
Продажи, млн евро |
300 |
400 |
|
Расходы, млн евро |
(200) |
(350) |
|
В том числе на покупку машин у компании "А", млн евро |
- |
(300) |
|
Прибыль до налогов, млн евро |
100 |
50 |
150 |
Ставка налога на прибыль, % |
30 |
20 |
|
Налог на прибыль, млн евро |
(30) |
(10) |
(40) |
Итого чистая прибыль, млн евро |
70 |
40 |
110 |
Посмотрим, каким будет налог по двум компаниям, если компания "А" будет продавать компании "Б" свои машины по нижнему пределу рыночных цеп, т.е. не по 30 000, а по 25 000 евро (табл. 5.8).
ТАБЛИЦА 5.8. Счет прибылей компаний "А" и "Б" при продаже машин компанией "А" по нижнему пределу рыночных цен
Счет прибылей |
Компании "А" в стране X |
Компании "Б" в стране V |
Итого по двум компаниям |
Продажи, млн евро |
250 |
400 |
|
Расходы |
(200) |
(300) |
|
В том числе на покупку машин у компании "А", млн евро |
- |
(250) |
|
Прибыль до налогов, млн евро |
50 |
100 |
150 |
Ставка налога на прибыль, % |
30 |
20 |
|
Налог на прибыль, млн евро |
(15) |
(20) |
(35) |
Итого чистая прибыль, млн евро |
35 |
80 |
115 |
Прибыль 150 млн евро перераспределилась между компаниями, в результате общая сумма налогов уменьшилась. Таким образом, если две компании заинтересованы в снижении общей суммы налогов, второй вариант для них предпочтительнее. Этот пример также показывает, что в стране, где ставки налогов выше, сумма их уплаты при прочих равных условиях не всегда больше.
Политический риск - риск изменения политической ситуации в стране. Он высок там, где высока степень поляризации общества но уровню доходов и сильна деструктивная оппозиция, склонная к проведению конфискационных реформ. Практически формами проявления политического риска могут быть:
o возможность экспроприации и национализации собственности иностранных инвесторов и частных компаний;
o угроза возникновения войн, локальных конфликтов, революций, приносящих ущерб собственности частных инвесторов и иностранных государств;
o возможность прекращения конвертации национальной валюты в твердую.
Авторитетные международные агентства, такие как ОРС, немецкая страховая компания "Гермес" и др., занимаются страхованием политических рисков. Однако это возможно не в любом регионе (например, в Абхазии, Сербии, Чечне это объективно невозможно), часто очень дорого стоит (в России - до 10% стоимости контракта и выше) и не всегда эффективно, так как никогда не покрывает все потери инвестора.
Правовой риск - риск изменения законодательства и форм его претворения в жизнь. Неопределенность положений законодательства, возможность его различных трактовок и изменений в будущем создают почву для коррупции, поскольку ставят эффект от инвестиционных проектов в зависимость от субъективного подхода чиновников - представителей государственной власти. Средством защиты от этого риска является получение гарантий на самом высоком уровне, осуществление проектов при участии государства (концессий), что доступно, конечно, лишь избранным проектам и инвесторам.
Возможность репатриации валюты. Во многих странах законодательство в явной или неявной форме создает условия для дискриминации иностранных инвесторов. Например, к явным мерам такого рода относится существующее или ранее существовавшее в таких странах, как Мексика, Колумбия, Бразилия, Венесуэла и др., ограничение на долю нерезидентов в уставном капитале национальных предприятий. В некоторых государствах существуют прямые ограничения на размер вывозимых (репатриируемых) денежных потоков (например, не более 50% полученной прибыли в год и т.п.). Другие положения законодательства могут быть не столь жесткими, однако и они создают известные проблемы для вывоза валюты за рубеж иностранными и национальными компаниями. Введение таких положений продиктовано главным образом двумя соображениями:
o целью предотвратить утечку твердой валюты за рубеж в условиях ее дефицита в национальной экономике;
o желанием укрепить национальную валюту путем повышения ее обеспечения золотовалютными резервами и ограничения свободного хождения иностранных денег в национальной экономике.
Характерным примером такого подхода до недавнего времени являлось российское валютное законодательство.
Согласно законам Российской Федерации валютные операции предприятий, учрежденных в нашей стране (в том числе совместных и контролируемых нерезидентами), можно разделить па текущие и капитальные.
Текущие операции, такие как перечисление процентов, дивидендов, предоставление и получение кредитов на срок до 180 дней, расчеты по экспортно-импортным сделкам и некоторые другие, осуществляются в рабочем порядке и не требуют получения специальных разрешений.
К капитальным операциям относятся прямые, портфельные инвестиции и расчеты по долгосрочным кредитам. На них Центральный банк РФ накладывал ограничения, и это создавало неудобства, хотя ограничивало отток валюты за рубеж.
Хотя лица - резиденты Российской Федерации имеют возможность свободно покупать и продавать валюту, все расчеты на территории России производятся в национальной валюте - рублях. Поэтому иностранные инвесторы, желающие вложить деньги в экономику России, должны в уполномоченном банке открыть специальный счет и через чисто конвертировать свои средства в рубли. Доходы на территории нашей страны также получаются в рублях, и через тот же счет осуществляется их конвертация в иностранную валюту.
Пример. Транснациональная корпорация рассматривает возможность финансирования инвестиционного проекта в стране X. Стоимость капитала проекта равна 15% годовых. Денежные потоки предполагаемого проекта представлены в табл. 5.9.
ТАБЛИЦА 5.9. Денежные потоки инвестиционного проекта, млн руб.
Год |
0-й |
1-Й |
2-й |
3-й |
4-й |
Прибыль NOPAT |
40 |
40 |
40 |
40 |
|
Амортизация |
25 |
25 |
25 |
25 |
|
Прирост рабочего капитала |
(20) |
(5) |
/0 |
||
Капитальные расходы |
(100) |
||||
Итого FCF |
(120) |
60 |
65 |
65 |
90 |
МРУ проекта при ставке 15% равна
Проект кажется выгодным.
Однако по условиям конкурса компания не может репатриировать из страны X весь свой денежный поток. Возможна только репатриация дивидендов в размере 50% прибыли. Остальная часть потока блокируется в банке, и на блокированные средства начисляется процент по ставке 5% годовых до завершения проекта. По окончании проекта оставшаяся часть потока может быть репатриирована (при выполнении ряда условий но качеству передаваемого стране X объекта).
Указанное условие трансформирует свободные денежные потоки проекта, и теперь они будут выглядеть так, как показано в табл. 5.10.
ТАБЛИЦА 5.10. Трансформированные денежные потоки, млн руб.
Год |
0-й |
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
Блокированный фонд начала года |
0 |
40 |
47 |
47,35 |
|
Денежный поток проекта |
(120) |
60 |
65 |
65 |
90 |
Проценты по блокированному фонду |
0 |
2 |
2,35 |
2,37 |
|
Итого накопленный денежный поток |
60 |
67 |
67,35 |
92,37 |
|
Репатриированный денежный поток |
(120) |
20 |
20 |
20 |
92,37 |
50% прибыли |
|||||
Блокированный фонд конца года |
40 |
47 |
47,35 |
0 |
МРУ репатриированного потока проекта при ставке 15% равна
Как видим, при указанных условиях проект убыточен.