Оценка экономической эффективности затрат на охрану окружающей среды
Строительство любого объекта связано с нарушением сложившихся природных условий. К наиболее значимым нарушениям природной среды относятся: нарушение верхнего покрова почвы при выполнении земляных работ и потеря растительного слоя; вырубка лесов и зеленых насаждений; изменение уровня грунтовых вод, вызывающее подтопление сельскохозяйственных угодий, населенных пунктов и других природно-хозяйственных объектов; эрозия почв; образование оползней; заболачивание пойм рек; загрязнение почвы, водоемов и атмосферы строительно-хозяйственными отходами, сбросами нефтепродуктов, отработанными газами; нарушение наземной и водной флоры и фауны.
Осуществление больших строительных программ, превращение обширных территорий в промышленно-индустриальные районы связаны со значительным увеличением антропогенной нагрузки на природную среду, что приводит к существенным изменениям эколого-экономической обстановки в этих районах. Большое разнообразие экологических связей в естественных природных условиях и их сложность во многих случаях не позволяют учитывать их в практической деятельности. В результате природным условиям наносится непоправимый ущерб, что в последующем (прямо или косвенно) отражается на здоровье людей и других обитателей этой среды: сокращается продолжительность жизни, снижаются физические возможности людей, снижается производительность труда, наносится ущерб хозяйственно-экономическому развитию региона.
В этой связи с конца XX в. проблемами охраны окружающей среды серьезно озабочены международные общественные организации, разрабатываются на уровне правительств космические программы по восстановлению нарушенных природных условий, в проектах и строительстве предусматриваются специальные мероприятия, направленные на снижение отрицательного воздействия строительства на естественную природную среду. В состав проектов включаются: рекультивация нарушенных земель, сохранение и повторное использование почвенного слоя, строительство необходимых очистных сооружений, воздухоочищающих установок, строительство защитных дамб и дренажных систем, сохранение природного режима рек и естественного ландшафта, обеспечение надлежащего порядка на территории строительных площадок, использование под застройку болотистых и малопригодных для сельского хозяйства земель, оврагов и другие мероприятия.
При разработке развития и размещения объектов капитального строительства вопросам использования земельных ресурсов придается особое значение. Земля является главным производителем сельскохозяйственной продукции, продуктов питания, и одновременно с этим земля используется для размещения промышленных предприятий, жилых комплексов, объектов соцкультбыта, электростанций, автомобильных и железных дорог, линий электропередачи, портов, аэродромов и других объектов, поэтому ее эффективное использование имеет важное хозяйственно-экономическое значение. Исходя из этих условий, в системе мер по охране окружающей среды наметились два направления: 1) обеспечение снижения отрицательного воздействия капитального строительства на природную среду, т.е. снижение антропогенной нагрузки на природу; 2) экономное использование земельных ресурсов.
Первая задача решается путем разработки системы инженерно-технических и организационно-технологических мероприятий, вторая — путем совершенствования методов градостроительства, топологии земель городов и поселков, промышленных предприятий и транспорта, застройки селитебных территорий.
Природоохранные мероприятия связаны с определенными затратами денежных средств, материально-технических и трудовых ресурсов. Экономический эффект природоохранных мероприятий заключается в предотвращении потерь живого и овеществленного труда и выражается в приросте прибыли или объема чистой продукции либо в экономии затрат на выполнение работ и оказание услуг, связанных с загрязнением окружающей среды. Основными следствиями загрязнения окружающей среды для населения являются снижение работоспособности и увеличение заболеваемости, для основных фондов — уменьшение сроков физического износа, увеличение количества отказов в работе оборудования, ускорение износа, ухудшение состояния.
Экономический эффект от природоохранных мероприятий, обеспечивающих уменьшение объема загрязнений и концентрации вредных веществ в атмосфере, водной среде и почве или сокращение потребления природных ресурсов, может быть определен по формулам
где Э3, Эл — величина экологического эффекта (м , га, т); (? — среднесуточная, среднечасовая производительность объекта (м3, т); £"н, £>к — предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ до и после проведения мероприятий (мг- натуральный показатель); V — объем потребления и производства продукции, услуг в натуральном исчислении; ди, gк — удельное потребление природных ресурсов в натуральном исчислении до и после проведения мероприятий.
Выбор природоохранных мероприятий обычно решается на двух этапах: на стадии технико-экономического обоснования (ТЭО) и при разработке проекта.
На стадии ТЭО определяются экологические ограничения освоения территории с позиций сохранения и оздоровления окружающей среды, а также условия обеспеченности объектов строительства природными ресурсами. Рассматриваются планировочные решения, позволяющие снизить экологическую нагрузку на данной территории с вводом новых объектов и обеспечить соблюдение предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязнения воздушного и водного бассейнов, почв и др.
На стадии проекта разрабатываются конкретные инженерно-технические решения для выполнения требований ПДК по уровню загрязнения окружающей среды. Основными техническими средствами по сохранению воздушных и водных бассейнов являются очистные сооружения для производственных и хозяйственно-бытовых вод, установки для очистки газообразных и пылевых выбросов, безотходные технологии, использование вторичных ресурсов и отходов производства и др.
Показатель экономической эффективности природоза-щитных мероприятий (Э) определяется как отношение пол-
ного экономического эффекта к сумме затрат (эксплуатационные расходы и капитальные вложения), вызвавших этот эффект
где Э?- — экономический эффект (-го вида (I = 1, 2, п) от предотвращения потерь на у-м объекте (у = 1, 2, т) после проведения природозащитного мероприятия (руб.-год); Си — годовые эксплуатационные расходы на ОГЛАВЛЕНИЕ основных фондов природозащитного назначения (руб.-год); Кц — капитальные вложения в строительство объектов природозащитного назначения (руб).
Показатель эффективности природозащитных мероприятий — это экологическая эффективность (Эа), характеризующая уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, приходящаяся на единицу приведенных затрат природоохранных мероприятий. Определяется по формуле
где Э — показатель, характеризующий улучшение состояния окружающей среды (Э1 - Э2) и определяемый по формулам (1.1, 1.2); Ен — коэффициент экономической эффективности — нормативный1.
Критерием эффективности при сравнении вариантов природоохранных мероприятий выступает максимум экологической эффективности, определяемой по формуле (1.4).
Правовой порядок природопользования и охраны окружающей среды в нашей стране закреплен Конституцией РФ, в соответствии с которой изданы базисные законы, прежде всего — Основы законодательства Российской Федерации, касающиеся земельных, водных, лесных ресурсов, недр, животного и растительного мира. При проектировании объектов капитального строительства наряду с базисными законами должны соблюдаться требования нормативных документов в виде Государственных стандартов — ГОСТ и Строительных норм и правил — СНиП. ГОСТ 17.0.01 — 76 "Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов" устанавливает основные положения системы стандартов, направленные на сохранение природной среды.
Обязательным экологическим требованием является соблюдение качества природных сред: атмосферы, гидросферы, литосферы. Предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе жилой застройки установлены для 200 веществ, для рабочей зоны они нормированы для 703 веществ, в водных объектах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения — 640 наименований ингредиентов, в список загрязняющих веществ в почве включено 140 наименований.
Высшим органом государства, контролирующим состояние природной среды территории России, является Государственный комитет по охране природы (Госкомприрода РФ). Специальные функции надзора — санитарные нормативы и надзор — выполняет Главное санитарно-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения РФ.