Оценка бриллиантов
При совершении сделок на рынке бриллиантов необходимо учитывать следующие факторы.
1. Цвет. Цена на бриллиант может существенно изменяться в зависимости от его цвета. Цвет ювелирного бриллианта определяет его категорию: бесцветные камни или камни с оттенком голубизны относятся к категории D (самая высокая категория), а камни бледно-желтого цвета образуют низшую категорию М. Так, по расчетам международного агентства Rapaport, в августе 2006 г. бесцветный бездефектный бриллиант категории D весом 1 карат (0,2 г) стоил 18,1 тыс. долл., такой же камень категории F оценивался в 11,5 тыс. долл., бесцветный с оттенком категории Я – 7,6 тыс. долл., бледно- желтый категории М – 3,7 тыс. долл.
Бриллианты более низких цветовых категорий (от светло- желтых N до желтых Z) считаются техническими, и в ювелирных целях их не используют. Такие камни не следует рассматривать как объекты инвестирования. Однако бриллианты с так называемой "фантазийной" (нестандартной) окраской – ненасыщенные красные, зеленые и синие – отвечают согласно общепринятой классификации категориям G – I, и чем насыщеннее цвет, тем дороже камень.
2. Чистота. Все бриллианты имеют природные вкрапления – частички графита, по количеству которых выделяют пять основных групп камней:
• бездефектные ("internally flawless" – IF) – вкрапления незаметны при десятикратном увеличении;
• очень-очень слабо дефектные ("very, very slightly included" – VVS) – чрезвычайно мелкие внутренние дефекты, которые трудно обнаружить при десятикратном увеличении;
• весьма слабо дефектные ("very slightly included" – VS) – незначительные внутренние дефекты;
• слабо дефектные ("slightly included" – SI) – незначительные дефекты, которые легко выявить при десятикратном увеличении;
• дефектные ("imperfect" – I) – существенные дефекты, которые можно заметить невооруженным глазом.
Определить чистоту камня с точностью 99,9% можно исключительно в лабораторных условиях.
В российской классификации характеристик бриллианта используется 15 групп цвета и 13 групп чистоты, между каждой следующей группой разница в цене может доходить до 30%, а стоимость камня с характеристиками высших и низших групп порой различается в десятки раз.
3. Каратность. Цена бриллианта напрямую зависит от его каратности – веса, выраженного в каратах. Карат – единица измерения, принятая для определения веса бриллиантов. Один карат эквивалентен 0,2 г (200 мг). Слово "карат" происходит от названия семени цератония, с помощью которого люди в древности проверяли весы. Семечки цератония настолько малы и неотличимы друг от друга, что даже самая современная техника не способна измерить разницу в весе двух семечек. Вес семечка цератония и составляет 0,2 г.
В частности, по расчетам Rapaport, в августе 2006 г. бесцветные бездефектные бриллианты весом от 0,70 до 0,89 СТ (карат) стоили 9 тыс. долл, за карат; от 0,90 до 0,99 СТ – 10,5 тыс. долл, за карат; от 1,00 до 1,49 СТ – 10,5 тыс. долл. за карат; от 2,00 до 2,99 СТ – 32,6 тыс. долл. за карат; от 5,00 до 5,99 СТ – 67,7 тыс. долл. за карат.
4. Огранка. Дефекты огранки могут снизить цену бриллианта на 35–50%, тогда как безупречная обработка камня увеличивает его стоимость минимум на 10%. Бриллиант с высокими характеристиками будет стоить более 10 тыс. долл. за карат в том случае, если у камня круглая огранка. Эта форма считается самой дорогой, другие огранки идут уже с дисконтом к ней от 25 до 50%. Существует и такое понятие, как качество огранки, ее обозначают буквами А, Б, В, Г. Группа А считается высшей, Б имеет небольшие отклонения, что и обусловливает уменьшение стоимости на 10%, группа В означает минус 15%, а Г – минус 25% от стоимости.
Благодаря огранке бриллиант раскрывает свою главную особенность – способность собирать лучи света и долго играть ими. Цена двух бриллиантов одного и того же веса, цвета и чистоты может существенно (на 50% и более) разниться из-за качества огранки.
Главная сложность при покупке бриллиантов заключается в определении стоимости камня, поскольку каждый бриллиант уникален по размеру и характеристикам. Сильнее всего на цену влияет размер камня: чем он крупнее, тем дороже в расчете на единицу веса. Крупные бриллианты массой более шести карат продаются, как правило, с аукционов, и цена на них не имеет потолка.