Оценка аудитором ошибок антикризисного управления

Термин "антикризисное управление" возник совсем недавно, и многие считают причиной его возникновения реформирование экономики в России и постепенное вхождение ее в зону кризисного развития. Антикризисное управление направлено не только на преодоление кризисных ситуаций, но и своевременное принятие мер, предотвращающих развитие кризисов.

Аудитору следует оценить эффективность антикризисного управления, степень готовности к кризисной ситуации даже тогда, когда дела идут удовлетворительно. Аудитору требуется оценить и ошибки антикризисного управления организации. Чаще всего причиной ошибок является отсутствие продуманного плана подготовки к кризису и навыков поведения в кризисной ситуации. Это может быть также система сбора информации, необходимой для диагностики предкризисного состояния, идентификации угроз и построения иерархии целей антикризисного управления. Аудитору следует систематизировать ошибки антикризисного управления, выделив из них наиболее значимые и отягощающие ситуацию в аудируемой организации. Выделяют следующие типичные ошибки, которых можно избежать:

1) промедление в принятии решений;

2) неудачно организованная процедура предоставления информации людям в организации, персоналу;

3) неподготовленность информационных материалов;

4) игнорирование телефонных звонков репортеров и журналистов;

5) ответы для СМИ;

6) отсутствие возможности получения вопросов от общественности и налаживания обратной связи;

7) нежелание изменять первоначально установленные планы;

8) попытки прямого обмана, подмены и подтасовки фактов, введение в заблуждение.

В аудите несостоятельности (банкротства) одним из принципиальных моментов является определение степени устойчивости организации (инерционность). Обычно кризисные ситуации возникают на фоне повседневной работы.

Некоторые кризисные ситуации трудно предсказать и предвидеть. Однако аудитору следует выявить ошибки и предупреждающие сигналы, или так называемые предкатастрофические симптомы, предшествующие большинству кризисов.

В число симптомов предкатастрофического состояния организации входят:

1) вложение финансовых средств в производство на протяжении длительного времени, от которого нет отдачи (неверно определен объект инвестиций, которые отягчают финансовое положение организации);

2) высокая изменчивость базовых параметров организации от незначительных воздействий;

3) наличие нескольких вариантов устойчивого состояния организации, в которые она может быть переведена небольшими усилиями (например, пассивный сбыт, сдача в аренду площадей, сокращенный вариант производства, сокращение персонала, переход под управление другой организации);

4) необратимость отклонений в деятельности организации и возможных перемен (утрата способности к восполнению потерь, возвращению кредитов, поставкам продукции по авансовым платежам, перемены в структуре и системе организации);

5) неуклонное нарастание задолженности по налогам и платежам в темпе не менее 10% в квартал с учетом инфляции;

6) рост задолженности по заработной плате в темпе не менее 10% в месяц;

7) нарастание задолженности перед организациями деловой среды (поставщиками ресурсов и получателями продукции, работ и услуг);

8) появление забастовочных настроений в коллективе;

9) рост неисполнительности среди менеджеров среднего звена (начальники цехов и отделов) на почве недовольства действиями высших руководителей;

10) резкое нарастание угнетающих действий со стороны местных властей и контролирующих органов;

11) усиление конфликтности отношений в коллективе;

12) ситуация, когда генеральный менеджмент не в силах, а персонал не желает функционировать в существующей системе организации;

13) непосильные для организации схемы реструктуризации задолженностей, предлагаемые Правительством;

14) инициация расчленения организации крупными акционерами, владеющими в совокупности более 1/3 акций;

15) неспособность организации остановить массовые увольнения персонала базовых профессий при низкой заработной плате;

16) групповые увольнения руководителей среднего звена;

17) резкое нарастание конфликтов между подразделениями;

18) нехватка оборотных средств для расширения выпуска перспективной продукции, работ и услуг;

19) массовые нежелания работников мириться с задолженностью но заработной плате.

При обнаружении этих и других симптомов аудитору целесообразно расценивать их как сигналы о приближении организации к кризисной ситуации и рекомендовать менеджменту срочную разработку и осуществление предупредительных мероприятий.

К наиболее уязвимым организациям аудитору целесообразно отнести те, которые имеют одну или несколько следующих характеристик.

1. Организации, которые ранее испытывали кризис. Как правило, они имеют большую вероятность его повторения.

2. Организации, работающие в жестко регулируемых условиях. Кризис может появиться в виде отзыва продукта, не отвечающего жестким стандартам и нормативам, штрафов за загрязнение окружающей среды, санкций за нарушение трудового законодательства, расследований государственными органами и др. Результатом может быть низкая репутация организации, и на ее восстановление уйдет немало времени.

3. Организации, испытывающие финансовые затруднения. Возникающие проблемы в финансовой сфере увеличивают вероятность того, что не будут замечены новые сигналы, так как руководство предприятия занято немедленным решением этой проблемы. Финансовые проблемы способствуют подрыву престижа организации и доверия к ней поставщиков, потребителей.

4. Крупные организации, во главе которых стоят широко известные личности в регионе. В случае возникновения кризисной ситуации в организации об этом незамедлительно и в подробностях становится известно всем, в том числе и общественности и СМИ.

5. Открытые акционерные общества. Часто при первых признаках снижения курса акций акционеры стремятся от них освободиться, тем самым затрудняя проведение антикризисных мероприятий.

6. Быстро растущие организации. Организации, находящиеся в процессе быстрого роста, подвержены риску кризиса вследствие того, что им приходится брать на работу недостаточно обученных, низкоквалифицированных работников. Иногда предприятия выходят на новые, неизученные рынки, что приводит к непредвиденным ситуациям.

7. Организации, занимающие лидирующее положение на отраслевом рынке. За ведущими организациями всегда пристально следят аналитики и специализированные СМИ. Действия и работа руководства этих организаций подвергаются тщательному анализу. Конкуренты всегда готовы подлить масла в огонь, если предприятие допустит ту или иную ошибку.

8. Вновь созданные организации. Они более подвержены кризисам, чем зрелые организации, работающие долгое время на рынке работ и оказании услуг населению. Кроме того, новые организации часто не имеют достаточного количества подготовленных менеджеров и специалистов, способных обнаружить слабые места и предотвратить возникновение кризисной ситуации. Они могут не располагать финансовыми возможностями для покупки необходимого оборудования, технологий или других ресурсов, которые могли бы уменьшить вероятность возникновения кризиса.

9. Организации с неблагоприятными условиями. Под давлением конкурентов и рынка они вынуждены добиваться больших результатов с наименьшими затратами ресурсов. Предприятие стремится достигнуть результатов в кратчайшие сроки, выдвигая при этом чрезмерно высокие требования к работникам, заставляя работать с большой нагрузкой. В результате у работников отсутствует удовлетворение от работы, существует ощущение, что им недоплачивают, и как итог формируется неблагоприятный организационный климат. Эти факторы могут выливаться в крайнюю степень недовольства работников – забастовки и неподчинение руководству предприятия.