НАДО ОЦЕНИТЬ СООТВЕТСТВИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОГО ИНСТИТУТА КОМПАНИИ
1. Постановка задачи
Не секрет, что корпоративная культура оказывает существенное влияние на деятельность организации и, в частности, на возможности осуществления и реализации стратегического выбора.
В настоящей главе представлена попытка оценить степень соответствия корпоративной культуры стратегии развития Частного образовательного учреждения (далее ЧОУ).
2. Решение поставленной задачи
Но в начале скажем несколько слов об организации и ее стратегии развития. Стратегию развития ЧОУ можно охарактеризовать, используя модель "Общие стратегии по Портеру" [26]. В части традиционных форм обучения (дневное и заочное) ЧОУ старается получить устойчивое конкурентное преимущество, основанное на лидерстве по затратам, предоставляя образовательные услуги хорошего качества по ценам более низким, чем у конкурентов.
В части дистанционной формы обучения ЧОУ придерживается стратегии получения конкурентного преимущества, основанного на дифференциации. Кроме нас в регионе по такой форме обучения не обучает никто, если принимать в расчет физически присутствующие в нашем регионе вузы и не учитывать расположенные в других регионах и использующих аналогичные дистанционные технологии. За счет дистанционной формы обучения мы предоставляем потребителям особую ценность – удобный график и форму обучения.
Эти стратегические направления развития сочетаются с переходом от трансакционного маркетинга (маркетинга, "основанного на одной сделке") к маркетингу взаимоотношений. Дело в том, что успешная деятельность любого образовательного учреждения невозможна без развития в той или иной степени маркетинга взаимоотношений. Это связано со спецификой деятельности, а именно с предоставлением доверительных услуг с минимальной материальной составляющей. При этом потребитель принимает решение о сотрудничестве с организацией па основе сложившегося мнения о качестве услуги (образования), которое, в свою очередь, формируется на основе мнений друзей, знакомых, общественного мнения, на основе того, насколько вежливо встретили, квалифицированно ответили на поставленные вопросы и т.д. Поэтому важнейшим критерием эффективности перехода к маркетингу взаимоотношений следует считать уровень развития корпоративной культуры.
И таким образом, мы плавно переходим к предлагаемому способу оценки соответствия корпоративной культуры выбранной стратегии. Данный анализ проведен на примере деятельности одного из филиалов ЧОУ и основан на использовании модели Культурная сеть 127J (рис. 36.1). Стоит отметить, что структура кадрового состава Вперед: 73% – это преподаватели пенсионного возраста (50–60 лет), 12% – преподаватели в возрасте 40–50 лет, 10% – преподаватели в возрасте 30–40 лет и 5% – молодые преподаватели (до 30 лет).
Рис. 36.1. Культурная сеть ЧОУ [26]
Парадигма. Соблюдение классической формы учебного процесса любой ценой. Как в школе. Эта парадигма сильно поддерживается руководителями и преподавателями "старой закалки" – выходцами из школ. Данная позиция сильно мешает успешной деятельности филиала в новых инновационных условиях, когда, например, необходимо "помочь" в учебе представителю властной элиты города и (или) района или просто предоставить свободный график посещения занятий работающему студенту. Также нет понимания того, что деятельность студенческого актива в проведении различных акций на уровне города, района – это есть их практически бесплатная работа по Event-маркетингу, по продвижению филиала. Соответственно, данная работа студентов должна компенсироваться лояльным отношением к непосещению занятий и незавышением требований при сдаче экзаменов и зачетов. Кроме того, такая парадигма мешает внедрению IT-технологий в образовательный процесс и в целом ставит под угрозу возможность реализации стратегии.
Символы. Возможность исковеркать название института и периодическое использование данного неблагозвучного названия студентами не может положительно отражаться на имидже филиала и вуза.
Истории и мифы. Сейчас в меньшей степени, но до моего прихода периодичность смены директоров была в среднем год. Соответственно, это не вселяло в работников уверенность в стабильности новой власти и ее курса. Сомнения остались и сейчас. Мифы о скором закрытии филиала в связи со снижением наборов также активно муссировались в тот же период нестабильности власти в филиале. Кроме того, действия по частым сменам директоров со стороны собственника укрепляли в сознании сотрудников филиала не только вышеприведенные установки, но еще и установки на важность "внешнего блеска", а не внутреннего качества. Директоров снимали по несущественным причинам – например за плохой цветник.
Все это также усложняет задачу реализации выбранного стратегического направления.
Ритуалы и обычаи – много говорить и мало делать. Кто кого первый обвинил, гот и прав, и т.д. Это является последствием того, что основной ППС был набран из преподавателей школ и техникумов. Для государственных советских образовательных учреждений такой стиль работы, наверное, был нормальным, но он абсолютно не приемлем для коммерческой организации, действующей в условиях жесткой конкуренции.
Системы контроля. Высокая роль субъективности оценки достижений. Кто "ярче" рассказал о своих достижениях, тот и пользуется благосклонностью. Снижена роль формальных систем контроля. Это приводит к награждению непричастных и наказанию невиновных со стороны головного вуза и в целом не способствует реализации выбранной стратегии.
Организационные структуры. Организационная подчиненность преподавателей головному вузу затрудняет управляемость и развитие новой культуры. Препятствует реализации стратегии.
Властные структуры представлены руководителями "старой закалки" – педагогами, вышедшими из классической школы, и "новыми" руководителями – идущими к инновациям и IТ-технологиям. Это нс говорит о том, что только молодые и новые способствуют реализации выбранной стратегии, есть и заслуженные работники нашего филиала, которые стремятся к инновациям. Тем не менее, для реализации стратегии их доля должна быстро расти.
В целом можно сказать, что в современном состоянии культура филиала будет препятствовать реализации стратегии, основанной на инновациях в учебном процессе и переходе к маркетингу взаимоотношений.
Таким образом, на основе проведенного анализа предлагается реализовать следующий план мероприятий, составленный с учетом критериев SMART (табл. 36.1).
Таблица 36.1
План изменения маркетинговых стратегий ЧОУ
Стратегические варианты развития маркетинга |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный за исполнение |
Влияние на другие аспекты деятельности |
|
Развитие маркетинга взаимоотношений |
Переход на трехлетний контракт с ключевым ППС |
IV кв. 2013 г. |
ок |
Усложнится проблема увольнения недобросовестных преподавателей |
|
Лучшее информирование коллектива о деятельности вуза |
Постоянно |
отдел PR |
Повысятся затраты на PR |
||
Вовлечение большего числа студентов (с 10 до 50%), участвующих в общественных мероприятиях |
2013/ 2014 уч. год |
Отдел по воспитательной работе |
Увеличится нагрузка на специалистов ОВР и деканатов, что может вызвать их возмущение |
||
Разработка уникальных образовательных курсов по требованию работодателей и студентов |
2014/ 2015 уч. год |
Учебный отдел, кафедры |
Увеличится нагрузка на ППС, что может вызвать их неудовольствие. Увеличится ФОТ |
||
Увеличение доли трудоустроенных по специальности за счет заключения договоров о целевой подготовке с работодателями |
2013/ 2015 уч. год |
Руководитель центра трудоустройства |
Необходимо расширять центр трудоустройства, принимать на работу специалистов, усиливать связи с работодателями. Это вызовет увеличение затрат на ФОТ, рекламу, совместные мероприятия |
||
Повышение на 20% среднего балла оценки остаточных знаний |
2013/ 2015 уч. год |
Проректор по качеству |
Ужесточение контроля за качеством образования может вызвать неудовольствие ряда преподавателей и их увольнение |
||
Реализация данного плана позволит повысить вероятность реализации в филиале стратегии развития, основанной на переходе к маркетингу взаимоотношений. При этом стоит отметить, что качественные изменения этой ситуации уже идут и в настоящее время, но при таких темпах понадобится еще 2–3 года для изменения кадрового состава и культуры. Не было бы только поздно!