Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете
Результаты инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии для выявления причин, обусловивших необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета и установления способов регулирования и отражения в учете результатов инвентаризации. Инвентаризационная комиссия устанавливает наличие в организации материально ответственных лиц и уровень их ответственности, причины недостач и излишков. По фактам образования излишков или недостач комиссия требует подробные объяснения от материально ответственных лиц.
Для объектов, не пригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, составляется специальная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию, причин непригодности и предложений вариантов их списания.
По завершении инвентаризации в книге контроля выполнения приказов о проведении инвентаризации делаются итоговые записи, в которых указывается:
— дата окончания инвентаризации по приказу и фактически;
— окончательные суммы недостач и излишков;
— дата утверждения руководством результатов инвентаризации;
— дата принятия мер по недостачам: погашение либо передачи дела в суд;
— отметка о погашении недостач или оприходовании излишков.
После подведения итогов инвентаризации составляется сводная ведомость ее результатов, содержащая наименования и номера счетов, по которым выявлены недостачи и излишки, их суммы, суммы установленных норм потерь и источники их списания.
Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной инвентаризации, проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей. В протоколе приводятся также сведения о ценностях, пришедших в негодность, с указанием причин порчи и виновных в этом лиц. На заседании инвентаризационной комиссии утверждается заключительный акт инвентаризации.
Заключительным этапом инвентаризации является отражение ее результатов в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а результаты годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете организации.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируют в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению.
Действующим налоговым законодательством установлено, что при исчислении налога на прибыль стоимость излишков товарно-материальных ценностей, выявленных при инвентаризации, относится к прочим доходам и отражается в бухгалтерском учете следующим образом.
Излишки основных средств, материальных ценностей и денежных средств отражаются проводкой:
ДЕБЕТ 07 "Оборудование к установке"
— 08 "Вложения во внеоборотные активы";
— 10 Материалы";
— 11 "Животные на выращивании и откорме";
— 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей";
— 20 "Основное производство";
— 21 "Полуфабрикаты собственного производства";
— 23 "Вспомогательные производства" и др.;
КРЕДИТ 91 "Прочие доходы и расходы" (ст. 250 НК РФ).
Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества независимо от причин возникновения отражаются проводкой:
ДЕБЕТ 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей";
КРЕДИТ 01 "Основные средства", 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 Материалы", 11 "Животные на выращивании и откорме", 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей, 50 "Касса" и др.
В зависимости от причины недостач, их суммы будут учтены в затратах, перенесены на виновных лиц или списаны на финансовый результат. Недостачи в пределах норм естественной убыли в бухгалтерском учете относят на издержки производства или расходы на продажу. С этой целью организации пользуются нормами естественной убыли, утвержденными отраслевыми министерствами и ведомствами и списывают:
Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли:
ДЕБЕТ 08 "Вложения во внеоборотные активы", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", 44 "Расходы на продажу", Кредит 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" и др.
Недостачи сверх норм естественной убыли относят на виновных лиц или списывают на финансовые результаты. Списание недостач и потерь сверх норм естественной убыли, а также превышения стоимости недостающих ценностей над излишками, возникающими при пересортице, относят на виновных лиц:
ДЕБЕТ 73.2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" — рыночную стоимость;
КРЕДИТ 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" — учетную стоимость;
КРЕДИТ 98 Доходы будущих периодов" — разницу между рыночной и учетной стоимостью недостающих и испорченных материальных ценностей.
Возмещение материального ущерба виновными лицами отражается в учете как удержание суммы недостачи из заработной платы работников организации:
ДЕБЕТ 50 "Касса" — при внесении суммы возмещения в кассу организации; 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" — при удержании суммы недостачи из заработной платы на основании заявления виновного материально ответственного лица;
КРЕДИТ 73/2 "Расчеты по возмещению материального ущерба".
После погашении общей суммы задолженности разница между рыночной и учетной стоимостью недостающих и испорченных материальных ценностей списывается записью:
ДЕБЕТ 98 "Доходы будущих периодов";
КРЕДИТ 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет 2 "Прочие доходы".
Отнесение суммы недостачи на прочие расходы осуществляется при отсутствии виновников и (или) отказе суда во взыскании вследствие необоснованности иска:
ДЕБЕТ 91 "Прочие доходы и расходы";
КРЕДИТ 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Списание недостач и потерь, являющиеся результатами стихийных бедствий:
ДЕБЕТ 99 "Прочие доходы и расходы"; КРЕДИТ 01, 03, 07, 08, 10, 11, 50 и др.
Результаты инвентаризации могут быть учтены при составлении годовой бухгалтерской отчетности только при ее проведения не ранее 1 октября отчетного года.