Отрасли специализации регионов России

Под географическим разделением труда понимается пространственная форма общественного разделения труда. Необходимое условие географического разделения труда, которое определяется разрывом между местом производства и местом потребления. Движущим моментом в масштабном развитии географического разделения труда, который мы наблюдаем в процессе истории, была экономическая выгода, получаемая от его осуществления.

Географическое разделение труда – это специализация различных районов и стран на производстве определенной продукции с достижением наибольшей эффективности при последующем обмене этой продукцией. Географическое разделение труда обусловлено природными, экономическими, социальными, национальноисторическими и другими особенностями различных территорий.

Понятие "отрасль специализации" можно трактовать с разных точек зрения.

1. Отрасль специализации – это отрасль, продукция которой используется не только в самом регионе, но и вывозится за его пределы.

2. Отрасль специализации – отрасль, в которой:

– производство продукции обеспечено ресурсами на длительное время;

– стоимость производства ниже, чем в других районах;

– объем производства обеспечивает и превышает собственные потребности района.

3. Отрасль специализации – это отрасль, которая производит более 10% валового продукта региона.

Очевидно, что наряду с отраслями специализации в региональной экономике функционируют отрасли, дополняющие

народнохозяйственный комплекс. Таковыми являются отрасли, продукция которых используется населением и производством в самом регионе.

Для количественного определения уровня специализации экономических районов используют такие показатели, как коэффициент локализации, коэффициент душевого производства, коэффициент межрайонной товарности. Методику расчета этих коэффициентов называют индексным методом выявления отраслей специализации.

Коэффициент локализации данного производства на территории района (Кл) – это отношение удельного веса данной отрасли в структуре производства района к удельному весу той же отрасли в структуре производства страны. Расчет производят по валовой товарной продукции, основным промышленно-производственным фондам и численности промышленно-производственного персонала:

где и – объем выпуска продукции отраслью района и соответствующей отраслью в целом по стране; – объем выпуска продукции всего промышленного производства соответственно района и страны.

Коэффициент душевого производства (Кд) исчисляют как отношение удельного веса отрасли хозяйства района в соответствующей структуре отрасли страны к удельному весу населения района в населении страны:

где – численность населения района и страны в целом.

Коэффициент межрайонной товарности () рассчитывается как отношение объема вывоза из района продукции данной отрасли () к объему ее районного производства ():

Для определения отраслей рыночной специализации используют коэффициент специализации () на соответствующей отрасли, предложенный В. В. Кистановым:

где Yо и Yр – удельный вес района в стране соответственно по данной отрасли и всем отраслям промышленности.

Если значения Кс больше или равны единице, то, следовательно, данные отрасли являются отраслями рыночной специализации. Отрасли с наибольшим удельным весом в структуре промышленного производства страны имеют и наибольшие значения коэффициентов специализации, локализации и душевого производства.

Однако необходимо отметить недостатки индексного метода выявления отраслей специализации.

Используемые коэффициенты косвенно характеризуют уровень специализации региона. Окончательное выделение отраслей специализации должно быть основано на результатах многокритериальной оценки, дополнительно учитывающей совокупность факторов, условий и особенностей размещения и развития отраслей в регионе и стране.

Высокий уровень коэффициента специализации может быть вызван несколькими причинами. Прежде всего, к необоснованно завышенным их значениям может привести разная динамика цен на продукцию различных отраслей экономики.

Большие объемы продукции в ряде случаев практически полностью используются в самом регионе. В качестве примера можно привести высокий уровень развития пищевой промышленности в Центральном экономическом районе по коэффициенту локализации л). Некоторое количество продукции ряда ее небольших подотраслей действительно вывозится (табачная, парфюмернокосметическая, кондитерская). С другой стороны, известно, что подавляющая часть продукции потребляется многочисленным населением столичного региона, где много мигрантов и временно проживающих. На этом основании пищевая промышленность не считается отраслью специализации Центрального экономического района.

Топливная промышленность Восточно-Сибирского экономического района по коэффициенту локализации является отраслью специализации. Однако ее основу составляет угольная промышленность. Большие объемы добычи бурого угля в Канско-Ачинском ТПК используются здесь же для получения электроэнергии. Следовательно, угольная промышленность не должна считаться отраслью специализации, так как ее продукция практически вся потребляется в районе. Но в этом случае происходит недооценка крупнейших в стране каменно- и буроугольных бассейнов со значительными запасами угля.

В этом примере достаточно явно показаны противоречия экономико-географического анализа размещения и выявления отраслей специализации индексным методом.

В некоторых районах произошло снижение удельного веса ряда отраслей, в том числе традиционно являющихся отраслями специализации, из-за резкого роста доли стоимости продукции базовых экспортообразующих отраслей (особенно топливной и электроэнергетической). Например, в Западно-Сибирском районе коэффициент специализации черной металлургии – 0,8 пункта, а топливной – 3,0. Показатели локализации и специализации арифметически равны. Несмотря на кажущиеся экономические различия и разные способы вычисления, они имеют одинаковое ОГЛАВЛЕНИЕ и значение. В этом нетрудно убедиться с помощью арифметических преобразований:

Обычно коэффициенты вычисляют по валовой товарной продукции, по следует помнить, что коэффициенты, рассчитанные по стоимости основных производственных фондов и среднесписочной численности занятых имеют не менее важное значение. Использование в экономико-географическом анализе коэффициентов по трем указанным показателям позволит выявить отрасли специализации не только на настоящий момент времени, но и получить основу для разработки прогнозов развития отраслей и регионов.

В табл. 6.1 приведена группировка экономических районов России по глубине их промышленной специализации. Условно будем считать район специализированным на той или иной отрасли, если на нее приходится более 10% промышленной продукции района.

Таблица 6.1

Специализация и сложность отраслевой структуры регионов РФ

Удельный вес основной отрасли в производстве, %

Количество отраслей специализации в регионе, каждая из которых производит в нем 10% объема промышленной продукции

одна

две

три

четыре

пять

Более 60

Западная Сибирь

60-50

Восточная Сибирь

50-40

Волго-Вятский район

40-30

Северо-Запад

Северный

Кавказ

Центрально-Черноземный район, Поволжье, Дальний Восток

30-20

Северный, Центральный районы

Менее 20

Урал

В целом можно констатировать уменьшение диверсификации региональных экономик и нарастание тенденций моноспециализации под влиянием внешнеэкономических факторов (избирательный спрос на отдельные виды сырья за рубежом). Наиболее моноспециализированными оказались Западно-Сибирский (60% продукции промышленности приходится на ТЭК) и Восточно- Сибирский (52% – цветная металлургия) районы.

К районам, сохранившим наиболее диверсификационную структуру промышленности, относятся Уральский (пять отраслей дают более 10% продукции района), Поволжский, Центрально-Черноземный и Дальневосточный (по четыре отрасли). Для Урала и Поволжья сравнительно высокая диверсификация связана с их срединным положением в стране и транзитным размещением на пути нововведений (инновационных волн) с запада на восток. В Центрально-Черноземном районе на диверсификацию экономики заметное влияние оказывает аграрная специализация. Дальний Восток, оторванный от основного экономического пространства страны, в условиях резкого роста транспортных тарифов стал еще более изолированным и вынужден в значительной степени опираться на собственные силы, а следовательно, сохранять значительную диверсификацию экономики.