Отношения с взрослыми
Влияние родителей на подростков уже ограничено – им не охватываются все сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить.
Отношение к родителям и учителям крайне противоречивое: с одной стороны – это представители оппозиционного лагеря, которые не принимают взрослость подростка, в отношениях с которыми эту взрослость нужно отстаивать и утверждать; с другой стороны – взрослые для подростка являются носителями социальных норм и ценностей. Именно нормы поведения в контексте социальной идентичности, гендерной идентичности оказываются очень важными для подростка, и осознать эти нормы можно только во взаимодействии с взрослым. Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.
Но подростки больше не верят взрослым "на слово". Им важно нормы поведения проверить на практике. Те ценности, которые определяют поведение и нормативы социальных ролей, постоянно подвергаются проверке и обесцениваются со стороны подростка. Подростки выбирают провокационные формы поведения и устраивают провокации взрослым, в которых человек реагирует искренне, по-настоящему. Подростки очень чувствительны к фальши взрослых, им очень трудно внушить какую-нибудь ценность простым убеждением. Ценность должна быть прожита. И для того, чтобы "протестировать" ценность, наиболее эффективным способом поведения оказывается пограничный.
В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Крайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.
Еще одна особенность отношения к взрослым подростков, следствие черно-белого, контрастного оценочного восприятия: идеализация – обесценивание взрослого. Для подростка в отношении к взрослому нет полутонов: или взрослый – кумир, непререкаемый идеал; или ужасный человек, которого нужно ненавидеть, в котором нет ничего хорошего. Часто такое обесценивающее отношение возникает к авторитарному классному руководителю, который пытается контролировать подростков. Его замечания по поводу внешнего вида, требования к выполнению учебных обязанностей, принуждение к участию в общественных делах воспринимаются как проявление крайне негативного отношения и вызывают сильные отрицательные эмоции. Идеализация взрослого чаще происходит в случае, когда с ним нет непосредственного взаимодействия. Удобнее всего идеализировать известных "медийных" персонажей – певцов, актеров, политиков.
Опасно, если идеализируется взрослый, возглавляющий группу сверстников, с асоциальными ценностями. Такой взрослый получает значительную социальную власть над поведением подростка. Именно в связи с такими особенностями подростков родителям очень важно сохранять и развивать дружеский контакт с подростком, выбирать позицию в общении "на равных", побуждать подростка приглашать своих друзей в гости. Доверительное общение с подростком и его друзьями может помочь родителям "держать руку на пульсе" отношений подростка, содержаний влияния на него. Часто именно невозможность быть в таком дружеском контакте с родителями, чувство заброшенности, незначимости для родителей и побуждает подростков из неблагополучных семей выбирать себе таких "замещающих" взрослых, на которых переносятся чувства и поведенческие реакции из детско-родительских отношений.
Отношения со сверстниками более подробно будут рассмотрены в контексте ведущей деятельности подростка.
Сверстники оказываются сверхзначимыми в становлении самосознания подростка, его социальной идентичности.