Отношения организма со средой

Поведение человека и его мотивация не только зависят от среды, но и формируют ее. Индивид отчасти сам создает себе препятствия и ценностные объекты, поэтому подлинная теория мотивации, базирующаяся на представлениях о фундаментальных потребностях, хотя и принимает ту ситуацию, в которой действует человек, сознает в то же время относительное постоянство и независимость от этой ситуации рассматриваемых ею фундаментальных целей этого человека.

Теория мотивации должна строиться на изучении не только больных, но и здоровых людей. По мнению Олпорта, существующая (во многом благодаря психоанализу) тенденция черпать знания о мотивации из изучения патологических состояний психики является источником многих ошибочных представлений. Любая теория мотивации, достойная понимания, должна столь же иметь дело с высшими способностями здорового и сильного человека, сколь и с защитными механизмами искалеченных душ.

Г. Олпорт делает попытку сформулировать позитивную теорию мотивации, которая удовлетворяла бы теоретическим требованиям. Источником теоретических построений Олпорта является, главным образом, клинический опыт. Он считает, что эта теория продолжает функционалистическую традицию Джеймса и Дьюи и тесно связана с холизмом Вертхаймера, Гольдштайна и гештальтпсихологии, а также с динамизмом Фрейда и Адлера. Этот сплав, или синтез, Олпорт называет холистическо-динамической теорией.

Иерархия потребностей

Физиологические потребности представляют собой специфический класс потребностей и не могут служить парадигмой для всех видов мотивации.

Потребность в безопасности. Относительное удовлетворение физиологических потребностей выдвигает на первый план мотивационную группу – потребности в безопасности, для которых справедливо, хотя и в меньшей степени, то же, что и для первостепенных лишь в том смысле, что в чрезвычайных обстоятельствах крайних степеней лишения доминируют над высшими потребностями и мотивами. Совершенно справедливо, что человек живет хлебом единым – когда нет хлеба. С удовлетворением (даже частичным) физиологических потребностей возникают другие (высшие) потребности, удовлетворение которых ведет, в свою очередь, к появлению еще больших потребностей. В организме доминируют и организуют поведение неудовлетворенные потребности, тогда как хроническая неудовлетворенность делает соответствующие потребности несуществующими (в качестве активных детерминантов и организаторов поведения). Удовлетворение является столь же важным понятием теории мотивации, как и депривация физиологических потребностей: в определенных условиях они могут доминировать и выступать почти единственными организаторами поведения, превращая организм в целом в "механизм поиска безопасности". Наилучшим объектом для изучения потребности в безопасности служат дети, в которых эта потребность наиболее проста и очевидна. Средний ребенок в нашем обществе, как правило, предпочитает надежный, упорядоченный, предсказуемый и организованный мир, на который он может положиться, в котором не случается неожиданных, неуправляемых или других опасных вещей и в котором, во всяком случае, у него есть всемогущие родители, защищающие и оберегающие его от вреда.

Поскольку потребность в безопасности здорового, нормального, благоустроенного взрослого в условиях нашей культуры в значительной степени удовлетворена, она перестает существовать в качестве активного мотиватора и проявляется только в таких явлениях, как предпочтение стабильной работе, стремление делать сбережения или застраховаться, а также в широко распространенном предпочтении, которое оказывается знакомому перед незнакомым, известному перед неизвестным. Активным и доминирующим мобилизатором ресурсов организма потребность в безопасности становится в чрезвычайных обстоятельствах (война, болезнь, катастрофические явления природы, преступные посягательства, социальная дезорганизация, невроз, мозговая травма, хронические тяжелые ситуации).

Невротического индивида можно представлять как взрослого человека, сохранившего детские установки по отношению к миру, полному опасностей, вызывающему страх и потребность в защите. Наиболее отчетливую форму стремление к безопасности принимает в случае невроза навязчивых действий. Для таких больных характерно крайнее пристрастие к аккуратности и дисциплине, стремление максимально рутинизировать окружающую обстановку, боязнь всяких неожиданностей, полная или почти полная утрата здорового вкуса к новому и неизведанному.

Потребность в привязанности и дружбе. Достаточное удовлетворение физиологических потребностей и потребности в безопасности приводит к появлению потребностей в любви и привязанности и повторению описанного цикла с новым центром. Человек, мотивируемый этой потребностью, остро ощущает отсутствие близких (друга, жены, детей и т.д.); он стремится к душевным отношениям с людьми, т.е. стремится занять место в какой-либо группе. Неудовлетворенность этой потребности является наиболее распространенным источником различных психологических явлений.

Потребность в уважении. Все люди (за немногими исключениями) обладают потребностью в стабильной и обычно высокой оценке своей личности, в самоуважении и уважении со стороны других людей. Можно выделить две группы таких потребностей. Первую из них составляют желания, направленные на приобретение силы, достижений, мастерства, уверенности в себе или независимости и свободы. Другую группу потребностей образуют стремления к престижу, статусу, доминированию, признанию или вниманию. Удовлетворение потребности в самоуважении ведет к ощущениям доверия к себе, собственной силы, ценности, а депривация вызывает ощущения неполноценности, слабости, беспомощности и может развить компенсаторные или невротические тенденции. Следует учитывать, что вполне полноценным, т.е. устойчивым и здоровым является самоуважение, основанное не на мнении других, а на действительных способностях, компетенции и соответствии задачам, стоящим перед индивидом.

Потребность в самоактуализации. Даже после удовлетворения всех названных потребностей у индивида часто, если не всегда, усиливается беспокойство и неудовлетворенность. Композитор должен создавать музыку, художник – рисовать, поэт – писать, если они хотят в конечном счете быть в мире с самими собой. Человек должен быть тем, чем он может быть. Эту потребность можно назвать самоактуализацией. Обычно отчетливое появление такой потребности обусловлено предварительным удовлетворением физиологических потребностей и потребностей в безопасности, любви и уважении.

Такие условия, как свобода высказывания, свобода действия, не наносящего вреда другому, свобода самовыражения, свобода исследования и поиска информации, свобода самозащиты, справедливость, честность и упорядоченность отношений в группе столь тесно связаны с основными потребностями, что без этих условий удовлетворение основных потребностей невозможно или, по меньшей мере, находится под угрозой. В связи с этим можно ввести понятие психологической важности: сознательные желания (частичные цели), поведенческие акты или защитные механизмы являются тем более психологически важными, чем теснее их связь с основными потребностями.