Отношения общества и природы
Природоресурсные, природоохранные правовые нормы направлены на упорядочение и решение имеющих важное значение общественных отношений. Регулирование (от лат. regula – правило) означает воздействие на что-нибудь с целью внести ясность, порядок, правильность, на систему в движении, деятельность или развитие какого-либо явления.
Природоресурсное, природоохранное право, как и другие отрасли права, является регулятором и способом решения возникших в обществе сложных проблем, нуждающихся в упорядочении, порой с помощью силового, принудительного либо поощрительного механизма.
Общие правила поведения – нормы, предусмотренные природоресурсным, природоохранным правом, рассчитаны на неопределенное количество случаев, не персонифицированы, не исчерпываются исполнением, т.е. рассчитаны на неопределенное количество случаев.
Эти нормы носят обязательный характер, обеспечиваются экономическими механизмами, воспитательным и организационно-правовым аппаратом государства. Все это доказывает принадлежность правил поведения людей по поводу природных ресурсов, всей окружающей природной среды к системе права, имеющей свой объект регулирования.
Регулируемые природоресурсным, природоохранным правом общественные отношения являются очень важными, нуждающимися на современном этапе в упорядочении. Характер этих отношений весьма значителен, затрагивает жизненно важные для человека проблемы; характеристики их весомы как количественно, так и качественно.
Сердцевиной регулируемых общественных отношений являются общественные отношения в области взаимодействия общества, людей и природы. Они, безусловно, обладают спецификой – возникают, изменяются и прекращаются по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов.
Наибольшим загрязнителем природных ресурсов, всей окружающей среды является производственная сфера деятельности человека, когда в процессе труда человек является главным участником антропогенного загрязнения конкретных природных ресурсов и объектов, окружающей природной среды.
Наибольшие загрязнения окружающей среде причиняют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные предприятия и организации. Определяющее производственное воздействие человека на природные ресурсы, всю среду подвергается прежде всего правовому регулированию.
Уровень правового регулирования отношений "человек – природа" во многом зависит от состояния технологической и государственной дисциплины, нравственного и правового климата в обществе, включенности экологического фактора в систему моральных и материальных ценностей общества.
Сами цели использования природных ресурсов и охраны окружающей среды предполагают прежде всего задачи по обеспечению природного благополучия людей, созданию природных условий их добротной жизни. Охрана окружающей среды не является самоцелью или благотворительной акцией: ее главная задача в силу достигнутого уровня качества жизни в развитых странах – человек и его здоровье.
Природоресурсное право призвано обеспечивать рациональное использование отдельных природных ресурсов, прежде всего земли, а также недр, вод, лесов, животного мира. Атмосферный воздух можно относить к природным ресурсам с достаточной долей условности.
Природоресурсное право возникло раньше природоохранного права. Такие отрасли права, как земельное, горное, лесное, водное, фаунистическое, атмосферное, получили более раннее и полное развитие, чем природоохранная часть российского права.
В начале XX в. земельное право, например, начало отпочковываться от гражданского права и уже в 1910-х гг. преподавалось отдельно от него в Константиновской межевой школе (ныне – Государственный университет по землеустройству) и ряде других землемерных учебных заведениях России, горное право – в горных институтах, лесное право – в Петербургской лесной академии.
В совокупности природные ресурсы составляют окружающую природную среду, но она является не арифметической суммой всех природных ресурсов, а качественно новым их состоянием, требующим их охраны, – окружающей человека природной средой. Поэтому важнейшей частью российского права считается природоохранное право, направленное на регулирование охраны природы, охраны всех природных ресурсов в их совокупности.
Трудно найти отрасль права и законодательства, которая в той или иной мере не обслуживала бы природоресурсное право или бы не зависела от него. Это такие отрасли российского права, как конституционное, гражданское, финансовое (налоговое, бюджетное), административное, трудовое, уголовное, процессуальное и др.
Можно считать, что и самое отдаленное, на первый взгляд, от природоресурсного – семейное право имеет некое отношение к регулированию использования и охране природных ресурсов. Во-первых, оформление брачных отношений может быть связано с регулированием совместного использования земли и иных природных ресурсов; а во-вторых, атмосфера семьи – ячейки общества – может отражаться на уровне рационального использования природных ресурсов и отношения к охране природной среды.
Земли, например, являются базой семейного фермерского, крестьянского хозяйства, могут быть предметом брачного договора, подлежат специфическому разделу в случаях расторжения брака, распада фермерского хозяйства. Опосредованно природоресурсное право "работает" на укрепление семьи, поскольку ее благоденствие во многом определяется природными условиями жизни и отдыха.
Критическое состояние природных ресурсов и их диалектической совокупности – природы, возрастающая включенность их в социальную жизнь человека обусловливают приоритетность природоресурсных, природоохранных отношений по сравнению с иными, регулируемыми правом общественными отношениями. Состояние экономики, бизнеса, политики добычи и использования сырья на современном этапе развития нашего общества предполагают усиленное изучение природоресурсных, природоохранных проблем и правовых способов их решения [1].
Приоритет охраны жизни и здоровья человека
Основная цель природоресурсного и природоохранного права и законодательства заключается в обеспечении здоровья, жизни человека, регулировании отношений "общество – природа" в природоресурсных, природоохранных интересах людей.
Одновременно осуществляется охрана людей от вредного воздействия природных ресурсов, окружающей природной среды в силу техногенных и антропогенных отрицательных воздействий, например аварий, катастроф, землетрясений, наводнений, засух.
Для этого принимаются меры по предупреждению вредных, порой опасных воздействий и быстрому реагированию на них в целях ликвидации их последствий. Все остальные принципы должны работать на удовлетворение потребностей людей в природных ресурсах, в чистом атмосферном воздухе, на охрану здоровья и жизни человека.
Природопользование и охрана окружающей среды не являются самоцелью – их главная задача заключается в обеспечении реальных гарантий прав человека и гражданина на природопользование, здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду, природных условий для жизни, труда и отдыха населения.
Указанная цель приобрела конституционный характер: согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Как и другие принципы права, эго предписание имеет прямое действие, становится доводом, аргументом в судебном, арбитражном, административном споре, может быть положено в основу административного и судебного решения, что и происходит порой на практике.
Природные интересы, жизнь и здоровье человека – основные цели природопользования, охраны окружающей природной среды, что предусматривается в постановлениях Конституционного Суда РФ, решениях и определениях Верховного Суда РФ.
Согласно ст. 41 Конституции РФ в России финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Немаловажен вопрос о соотношении комплексного природоресурсного, природоохранного и развитого санитарного законодательства, признаваемого, в свою очередь, частью административного законодательства РФ.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" им регулируются отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения в области охраны окружающей среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством РФ об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии.
Из приоритетности и целей обеспечения охраны здоровья человека вытекают задачи и принципы организации рационального природопользования и правовой охраны окружающей среды, тесно связанные между собой [2].