Отмена крепостного права и последующие реформы

"Положения 19 февраля 1861 г." - это пакет законов, главным из которых является "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". Согласно ему крестьяне получили личную свободу и право распоряжаться движимым имуществом. Помещики сохранили в собственности принадлежавшие им земли, но были обязаны предоставить крестьянину полевой надел. За него селяне отбывали барщину или платили оброк, как и до реформы. Особенно это касалось первых 9 лет после 1861 г., когда они не могли отказаться от полевого надела и прервать связь с помещиком.

Размеры полевого надела и условия его приобретения фиксировались в уставных грамотах, на составление которых отводилось 2 года. Уставная грамота заключалась не с отдельным крестьянином, а с общиной, и утверждали ее выбранные из дворян мировые посредники. До выкупа земли крестьянин считался временнообязанным и нес повинности в пользу помещика. После выкупа он делался полноправным и свободным собственником - подданным империи. Размеры наделов, а значит, платежей и повинностей, определялись "Местными положениями". Вся Россия делилась на три полосы: нечерноземную, черноземную и степную (большие наделы давались крестьянам в нечерноземной и степной полосах, меньшие - в черноземье). Пахотные земли каждого уезда губерний также разбивались на полосы: хорошая, средняя и малоплодородная, и крестьяне получали участки земли в каждой полосе. Так возникала чересполосица, столь выгодная для помещика, который мог принуждать селян брать в аренду барские земли, вклинившиеся в земли общины.

Установленные нормы душевого надела были, как правило, меньше тех площадей, которыми крестьяне владели до реформы. Кроме того, помещик мог отрезать от дореформенного надела крестьян часть земли, если количество отходящей ему пашни было меньше установленного размера. Мог он и обменять крестьянские наделы на другие, если на земле селянина были найдены полезные ископаемые.

Пахотные земли общинники должны были выкупать у бывшего владельца. Определяя сумму выкупа, правительство исходило не из реальной стоимости земли, а из того среднего дохода, который приносил крестьянин помещику до реформы. С точки зрения властей выкуп должен был быть равен такой сумме, которая, будучи положенной в банк, давала бы в виде процентов с нее стоимость дореформенного оброка с крестьянина. Для пояснения воспользуемся примером, предложенным в свое время исследователем П.А. Зайончковским. Оброк в Московской губернии до реформы составлял 10 руб. в год с души. Какую сумму должен был заплатить местный крестьянин, чтобы 6 % годовых с нее составили эти 10 руб.? 100 : 6 - х : 10; X = (100 х 10) : 6, то есть 166 руб. 66 коп.

Понятно, что крестьянину, еле набравшему 10 руб. в год, неоткуда было взять почти 167 руб. Поэтому по закону он платил лишь 20 % от всей суммы, а 80 % помещик получал от государства. Затем в течение 49 лет крестьянин возвращал казне эту сумму с процентами. В результате десятина земли, которая в 1861 г. стоила 38- 40 руб., обходилась ему в несколько раз дороже.

Реформа, во всяком случае ее начало, проходила достаточно трудно. Крестьянское понимание "юли" совершенно не совпадало с тем, что предлагалось правительством, ведь представления селян о том, что земля является их собственностью, а помещики лишь временно владели ею, оставались неизменными. Весной 1861 г. произошел ряд крестьянских выступлений с требованием передать всю землю работающим на ней. Особенно серьезными были волнения в Пензенской и Казанской губерниях, где в некоторые села пришлось вводить войска и открывать ружейный огонь. Итоги трагедии - десятки раненых и убитых, жестокое наказание зачинщиков и ссылка их в Сибирь. Однако вскоре крестьянское движение пошло на убыль, столкновения в деревне если и случались, то в результате хозяйственных споров. Получив свободу и возможность покупки земли, крестьяне постарались сделаться крепкими хозяевами. Разочарование было еще впереди.

Ликвидировав крепостное право. Зимний дворец понимал, что за этим шагом должны последовать другие преобразования - в судебной системе, органах местного самоуправления, деле просвещения, военной области. Одной из таких назревших реформ стало учреждение земств и городских дум. Закон 1864 г. о местном самоуправлении предусматривал создание всесословных земских учреждений в уездах и губерниях. Каждое из них имело распорядительные (земское собрание) и исполнительные (земские управы) органы. Уездные земства избирались по куриям (разрядам), которые составляли: частные землевладельцы, сельские общества, городские избиратели. Члены губернских собраний избирались на заседаниях уездных земств из числа гласных (избранных населением уездных депутатов).

В компетенцию земств входило строительство и руководство школами, больницами, местными путями сообщения, учреждениями общественного призрения (дома для престарелых, инвалидов, сирот), наблюдение за состоянием тюрем, снабжение продовольствием населения уездов и губерний и т.п. Необходимо учесть, что земства, во-первых, не были учреждены на низовом уровне (волостном) и высшем (общероссийском), во-вторых, закон 1864 г. касался лишь 33 из 50 российских губерний. Главная же слабость земств заключалась в том, что они не могли работать в полную силу, поскольку не располагали достаточными денежными средствами. Бюджет, утвержденный государем, удовлетворял их потребности в лучшем случае на 70-80 %.

Характерно, что задачи земской реформы различные общественные группы понимали по-своему. Чиновные реформаторы во главе с императором считали земства своеобразной компенсацией дворянам за отмену крепостного права. Они полагали, что получение власти на местах (а большинство гласных в земствах были дворянами) поможет помещикам легче перенести утрату крестьянских "душ". Консервативное дворянство надеялось, что реформа освободит его от опеки со стороны чиновников и сделает полновластными хозяевами в уездах и губерниях. Либеральная же часть общества рассчитывала на то, что земства помогут установить в стране гражданское согласие, совместная работа во всесословных органах даст возможность крестьянству и дворянству отыскать пути к взаимопониманию, позволит лучше узнать друг друга.

Несмотря на все трудности, земства добились впечатляющих успехов в развитии здравоохранения, образования, транспорта. Однако реформа 1864 г. не сумела "вмонтировать" земства в государственный аппарат самодержавной России. Она не сблизила позиций власти и общества, и уже в 1870-е гг. земский либерализм дал знать о себе как об оппозиционном по отношению к правительству течении.

Закон об установлении новой судебной системы в России появился в конце 1864 г., хотя его разработка велась целой группой юристов задолго до этого. Они получили от императора разрешение свободно использовать опыт западных стран в судебной области и воспользовались им, создав стройную и демократическую для своего времени систему. В России появились суды двух уровней - мировые и окружные. Первые избирались населением и рассматривали мелкие гражданские (в основном имущественные) и уголовные дела. Назначенные правительством окружные суды рассматривали действительно серьезные и сложные гражданские дела и уголовные преступления. Сенат в этой системе получил значение высшей кассационной инстанции, решение которой считалось окончательным.

Суд впервые в российской истории стал бессословным. Представители дворян, крестьян или горожан обращались в мировые или окружные суды на равных основаниях (хотя сохранялись особые военные и духовные суды, а важные государственные и должностные преступления рассматривались Сенатом). Изменилась система предварительного следствия, ведущегося прежде чинами полиции. Теперь расследование обстоятельств дела было возложено на судебных следователей. Основополагающим принципом судебной системы стала независимость судей. Она достигалась их несменяемостью (судья мог быть отозван только в связи с возрастом, тяжелой болезнью или за совершенное им преступление) и высоким жалованьем.

Суд становился открытым (то есть заседания проводились в присутствии публики) и гласным (материалы наиболее важных процессов публиковались в печати). Большое значение для развития судопроизводства имело внедрение в него принципа состязательности сторон. В зале суда шло соревнование между прокурором (обвинителем) и присяжным поверенным (адвокатом, защитником), которые в своих речах пытались доказать виновность или невиновность обвиняемого. Однако наиболее важным изменением в судопроизводстве стало появление на процессе присяжных заседателей, которые во многом определяли судьбу обвиняемого. Именно они после судебного разбирательства должны были ответить на вопросы: имело ли место событие, дающее почву для обвинения сидящего на скамье подсудимых? Виновен ли он? Если присяжные выносили оправдательный вердикт, то подсудимый освобождался из-под стражи и больше по данному делу не мог привлекаться к ответу.

Суд присяжных являлся тем институтом, который вызывал у населения доверие ко всей судебной системе, поскольку присяжные точно отражали уровень юридической грамотности населения, т. е. понимали справедливость именно так, как большинство граждан России. Судебная реформа считается наиболее успешной и последовательной из всех, проведенных в 1860-70-х гг. преобразований. К сожалению, она, как и земская, вскоре сделалась объектом нападок и искажений со стороны властей.

Новый университетский устав был утвержден в июне 1863 г. и пришел на смену прежнему, николаевскому, вызвавшему серию студенческих волнений в конце 1850-х - начале 1860-х гг. Он восстанавливал автономию и экстерриториальность университетов.

Теперь ни войска, ни полиция не могли вступить на территорию вуза без разрешения его ректора. Делами университетов руководили ученые советы, состоявшие из преподавателей, профессоров и сотрудников. Они избирали ректоров, профессуру, утверждали учебные планы. Министр народного просвещения А.В. Головнин хотел предоставить студентам право создавать собственные объединения (корпорации), но это предложение не было поддержано Александром И.

В 1865 г. были утверждены "Временные правила" о цензуре, разработанные реформаторами из числа сотрудников Министерства внутренних дел. Согласно им предварительная (то есть на этапе после сдачи рукописи) цензура крупных произведений отменялась, все споры власти и издателей решались в суде. Правительственные и научные издания вообще не подлежали цензуре. Правда, эти правила касались лишь печатной продукции Петербурга и Москвы, в провинции же действовали прежние ограничения.

Одним из наиболее долгих и трудных преобразований 1860- 70-х гг. стала военная реформа. Ее начало относят к концу 1850-х гг., а завершение - к 1874 г. Успеху этой реформы способствовало то, что руководил ее подготовкой и проведением в жизнь брат Н.А. Милютина Дмитрий Алексеевич. Ему удалось перевооружить армию и флот, сделать более оперативным руководство армией, образовав военные округа и наделив их руководство инициативой, улучшить офицерский корпус, внедрить новые принципы набора в армию, облегчить положение солдат. К концу 1860-х гг. армия сократилась на 400 тыс. человек и ее численность составила 1,5 млн солдат и офицеров. Были отменены телесные наказания для рядовых, учреждены военные гимназии и юнкерские училища, готовившие военных специалистов - инженеров, артиллеристов, кавалеристов.

1 января 1874 г. Александр II утвердил переход от рекрутчины к всеобщей воинской повинности, ставшей одним из главных достижений военной реформы. Согласно ей мужчины в возрасте 20 лет подлежали призыву на военную службу, срок которой был определен в 6 лет для сухопутных войск и в 7 лет для флота. Военнообязанные имели право на ряд отсрочек от призыва по семейному положению, профессиональным занятиям, здоровью, а срок военной службы зависел от образовательного уровня: человек, имевший высшее образование, служил полгода, среднее - полтора года и т.д. С 1875 г. Д.А. Милютин ввел в войсках обязательное обучение солдат грамоте и счету. В результате военной реформы Россия получила не только боеспособную действующую армию, но и подготовленный резерв на случай ведения широких боевых действий. Уже первое серьезное испытание - русско-турецкая война 1877- 78 гг. - подтвердило это положение.

Реформы, проводимые в 1860-70-х гг. правительством Александра II, современники наградили эпитетом "великие". Они стали вторым - после преобразований Петра I - этапом модернизации России. Причем если в начале XVIII в. преобразованиям подверглись преимущественно политическая структура и культура, то в 1860-70-х гг. - социально-экономические основы империи. Они дали возможность России встать на путь индустриализации экономики, воздействовали на ее социальную структуру, т. е. помогли выйти на ту дорогу, по которой шли ведущие страны мира. Поэтому особенно важно понять, что они дали стране и перед чем вынуждены были отступить.

Крестьянская реформа высвободила хозяйственную энергию миллионов крепостных, дала мощный толчок развитию рыночных отношений, превратила крестьян из рабов в граждан Российской империи, заставила поместное дворянство или приспосабливаться к новым условиям, или менять род занятий. Однако она сохранила помещичье землевладение, обременила крестьянское хозяйство непосильным выкупом, увековечила общинное землевладение, что тормозило предпринимательскую инициативу крестьян и промышленников, грозило скорым малоземельем хозяйств селян, возникновением мощного крестьянского протеста.

Земская реформа, имевшая своей целью построение всесословного местного самоуправления, внесла большие изменения в общественную жизнь империи, вызвала появление новых социальных ролей (земские гласные, врачи, учителя). Однако и ее возможности не были полностью реализованы, поскольку земства не стали ни подлинно всесословными, ни полностью самостоятельными. Им также не нашлось места в системе органов государственного управления, иными словами, диалога между властью и обществом при посредничестве земских органов не получилось.

Появившиеся после 1864 г. судебные органы, с их независимыми судьями, адвокатурой, присяжными заседателями, также не вписывались в традиционную политическую структуру страны. Через 10-12 лет после введения судебных уставов правительству удалось ограничить принцип несменяемости судей, изъять из ведения суда присяжных дела по политическим преступлениям, изменить состав прокуратуры.

Важно отметить, что практически все реформы александровского царствования разрабатывали одни люди, а проводили в жизнь другие. Стараясь обеспечить спокойствие и стабильность в стране, император желал соблюсти сложившееся в высших эшелонах власти равновесие между либералами и консерваторами. Однако реформы, проводившиеся и так исключительно "сверху", не получили широкой общественной поддержки, превратившись для населения в некую чиновничью "затею". Кроме того, делая уступки в пользу консерваторов во время проведения преобразований, монарх из символа реформ постепенно превращался в главу бюрократии, что не могло не сказаться на его авторитете в обществе.

Весьма опасным было и то, что социально-экономические изменения, происходившие в России в 1860-70-е гг., чем дальше, тем больше опережали политические порядки, сохранявшиеся без изменений. В этом противоречии таились серьезные угрозы для стабильности режима и государственных устоев вообще, поскольку общественное мнение постепенно склонялось к выработке собственных планов развития страны, т. е. к оппозиции существующему режиму.