Отличие больших социальных групп от малых
В больших группах существуют специфические регуляторы социального поведения, которых нет в малых группах. В качестве таких регуляторов исследователи выделяют: нравы, обычаи и традиции.
Специфические регуляторы поведения совместно с особенностями жизненной позиции данных групп создают такую важную характеристику, как образ жизни группы. Его исследование предполагает изучение особых форм общения, особого типа контактов, складывающихся между людьми.
В рамках определенного образа жизни приобретают особое значение интересы, ценности, потребности. Не последнюю роль в психологической характеристике названных больших групп играет зачастую наличие специфического языка. Для этнических групп – это само собой разумеющаяся характеристика, для других групп "язык" может выступать как определенный жаргон, например, свойственный профессиональным группам, такой возрастной группе, как молодежь.
В отличие от малых групп, в больших группах этого типа более непосредственный характер приобретает социальная детерминация происходящих в них процессов, в частности, более очевидно значение ценностей и стереотипов. Так как большие группы существуют на протяжении длительного периода времени, при их исследовании необходимо учитывать следующие две характеристики времени: синхронию (анализ процессов, протекающих в одно и то же время) и диахронию (анализ процессов в их временной протяженности, именно так возможно проследить трансляцию признаков группы от поколения к поколению).
Однако нельзя абсолютизировать общие черты, свойственные большим группам. Каждая разновидность таких групп обладает своеобразием. Например, нельзя выстраивать в один ряд класс, нацию, какую-либо профессию и молодежь. Значимость каждого вида больших групп в историческом процессе различна, как различны и многие их особенности. Поэтому все "сквозные" характеристики больших групп должны быть наполнены специфическим ОГЛАВЛЕНИЕм.
Структура психологии больших организованных социальных групп
На протяжении истории существования человечества наблюдается постоянная динамика экономического развития и культуры общества, следствием чего выступают изменения в социально-экономической сфере, которые влияют на изменения в психологии людей. Данные изменения очевидны не как индивидуальные изменения в установках, взглядах, интересах каждой отдельной личности, а как изменения, характерные для больших групп. Ученые установили, что влияние сходных условий существования группы на сознание ее представителей осуществляется двумя путями: а) через личный жизненный опыт каждого члена группы, определяемый социально-экономическими условиями жизни всей группы; б) через общение, большая часть которого происходит в определенной социальной среде с четко выраженными чертами данной группы.
Согласно Г. М. Андреевой, структура психологии большой социальной группы включает ряд элементов: различные психические свойства, психические процессы и психические состояния, подобно тому как этими же элементами обладает психика отдельного человека. В отечественной социальной психологии предпринят ряд попыток определить более точно элементы этой структуры. Почти все исследователи (Г. Г. Дилигенский, А. И. Горячева, Ю. В. Бромлей и др.) выделяют две составные части в ее содержании:
а) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, правы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.);
б) эмоциональная сфера как более подвижное динамическое образование (в которую входят потребности, интересы, настроения). Каждый из этих элементов должен стать предметом специального социально-психологического анализа[1].