Отклонения от бюджета и их анализ
Если фактические затраты выше нормативных, то такое отклонение считается неблагоприятным.
Отклонения подразделяют на три вида:
1) отклонения прямых материальных затрат;
2) отклонения прямых затрат на оплату труда;
3) отклонения общезаводских расходов.
Пример 5.2
Анализ отклонения общепроизводственных расходов (ОПР).
Объем производства за отчетный месяц составил 200 ед. продукции. Трудоемкость изготовления единицы продукции — 4 ч. Нормативные переменные общепроизводственные расходы планировались в размере 6 руб. на 1 ч прямого труда, постоянные —
в размере 2100 руб. за месяц. Фонд рабочею времени составляет 600 ч. Фактические понесенные общепроизводственные расходы за месяц составили 8000 руб.
По этим данным нормативные коэффициенты ОПР составляют:
• переменных — 6 руб. на 1 ч;
• постоянных — 3,5 руб. (2100 : 600) на 1 ч прямого труда;
• общий коэффициент ОПР — 9,5 руб. (6 + 3,5) на 1 ч прямого труда.
1. Общее отклонение ОПР = Нормативные ОПР, отнесенные на произведенную продукцию (за исключением брака) Фактические ОПР:
Полученное общее отклонение ОПР может быть разделено на две составляющие: отклонение за счет изменения бюджетных показателей в расчете на достигнутый уровень производства (ДОПР,) и отклонение по объему (ДОПР2).
2. Отклонение за счет изменения бюджетных показателей = Планируемые ОПР - Фактические ОПР:
3. Отклонение за счет изменения объема производства = Начисленные ОПР (в пересчете на продукцию) - Планируемые ОПР:
4. Проверка:
5.6. Подготовка отчетов об исполнении бюджетов
Система планирования на предприятии должна обеспечить реализацию не только управленческой функции планирования (как определение целевых показателей деятельности предприятия и путей их достижения), по и функции контроля — наблюдение за процессами выполнения планов и выявление возникших отклонений. В связи с этим создаваемые на предприятии бюджеты должны отвечать не только на вопросы "что и как следует делать", но и на вопросы "что не удалось сделать и почему".
В основу контроля исполнения бюджетов (планов) положено несколько принципов:
1) сочетание текущего и итогового контроля;
2) обеспечение контроля исполнения бюджетов (планов) по предприятию в целом и по ЦФО;
3) определение причин и виновников отклонений от исполнения бюджетов;
4) сочетание персональной и коллективной ответственности за исполнение бюджетов;
5) рациональное закрепление контрольных показателей за ответственными лицами;
6) рациональный формат отчетов об исполнении бюджетов.
Принцип сочетания текущего и итогового контроля означает, что контроль должен осуществляться как в конце, так и в течение планового периода. Итоговый контроль позволяет оценить работу ответственных
за исполнение бюджета лиц и создает предпосылки для проведения изменений в деятельности предприятия. Но итоговый контроль не дает возможности оперативно реагировать в случае отклонения от нормального хода деятельности. Например, на предприятии в течение месяца наблюдался стабильный перерасход энергоресурсов. Итоговый отчет позволит отреагировать на данное обстоятельство и принять необходимые меры только по окончании периода, поэтому необходим текущий контроль, который обеспечивал бы определение промежуточных результатов исполнения бюджета непосредственно в ходе отчетного периода.
В табл. 5.25 приведен пример возможного варианта отчета об исполнении бюджета продаж. Такой отчет составляется ежедекадно и отражает фактическое и плановое значение выручки от реализации, возникшее между ними отклонение за минувшую декаду и с начала квартала нарастающим итогом.
Таблица 5.25
Отчет об исполнении бюджетных продаж
Наименование продукта |
Выручка |
Отклонение |
||||
фактическая за декаду |
фактическая с начала квартала |
плановая за декаду |
плановая с начала квартала |
за декаду |
с начала месяца |
|
Продукт 1 |
||||||
Продукт 2 |
||||||
Продукт п |
В соответствии с принципом обеспечения контроля исполнения бюджетов по предприятию в целом и по отдельным ЦФО отчет об исполнении планов должен создаваться не только в виде консолидирующего отчета, суммирующего результаты деятельности отдельных структурных единиц и направлений бизнеса, но и в виде отчетов отдельных ЦФО.
При этом вместе с оценкой результатов деятельности подразделения следует оценивать влияние определенных факторов на эти результаты, а также выявлять лиц, ответственных за отклонения в бюджете. Причем виновниками признаются те лица, которые отвечают за показатели с необоснованными бюджетными отклонениями.