Отчеты по базе данных
Отчеты в СУБД Access являются одно- и многотабличными (составными), создаются на основе таблиц и/или запросов и могут содержать дополнительные элементы управления. Панель инструментов Отчеты содержит ряд кнопок:
• Отчет – быстрый способ создания отчета на базе таблицы или запроса.
• Мастер отчетов – возможность создания многотабличных отчетов с указанием способов группировки и сортировки строк.
• Наклейки – создание наклеек стандартных размеров.
• Пустой отчет – отчет "с нуля".
• Конструктор отчетов – средство для детальной настройки разделов и элементов отчета.
Макет отчета разбит на разделы: заголовок отчета, верхний колонтитул, заголовок группы, область данных, примечание группы, нижний колонтитул, примечание отчет, в которых размещаются элементы управления трех типов: присоединенные (поля таблиц/запросов), свободные (не связанные с источником данных) и вычисляемые (па основе формульных выражений) (рис. 10.42).
Рис. 10.42. Элементы управления для отчетов
Отчеты можно выводить на печать, отправлять в виде сообщения электронной почты (возможны следующие расширения для сообщения: .htm, .pdf, .rtf, .snp (снимок), .txt и ,χps).
Рассмотрим примеры создания отчетов.
1. Однотабличный отчет "Справочник РЕСУРСОВ" (рис. 10.43).
Для подготовки отчета необходимо выполнить указанные действия:
• Перейти в режим Создание, панель инструментов Отчеты, кнопка Мастер отчетов. Выбрать таблицу РЕСУРС, все поля. Добавить уровень группировки по полю – Вид ресурса. Отсортировать строки отчета по полю Наименование ресурсов. Макет – Структура, Ориентация – альбомная. Стиль – АСПЕКТ, название отчета – Справочник РЕСУРСОВ, Изменить макет отчета.
• Установить курсор на заголовок группы "Вид ресурса", удалить поле Вид ресурса, вставить вычисляемое поле, свойства поля:
Данные =IIf([Вид ресурса]="М";"Материальные ресурсы";IIf ([Вид ресурса]="0";"Ресурсы оборудования";"Трудовые ресурсы"))
• Нажать кнопку Группировка и сортировка, указатель Больше – установить "С разделом примечания". Разместить в области примечания группы "Вид ресурса" вычисляемое поле, свойства поля:
Данные: =Sum( [Запас] * [Цена ресурса] ),
Денежный формат, Число десятичных знаков 2,
Надпись – "Стоимостной запас ресурсов".
• Разместить в области примечания отчета вычисляемое иоле, свойства поля:
Данные: =Sum( [Запас] * [Цена ресурса] ), Денежный формат, Число десятичных знаков 2, Надпись – "Итого запас ресурсов".
Рис. 10.43. Однотабличный отчет с группировкой строк
2. Многотабличный отчет "Сведения о продукции" (рис 10.44).
Для подготовки следует выполнить следующие шаги:
• Перейти в режим Создание, панель инструментов Отчеты, кнопка Мастер отчетов. Выбрать таблицу ПРОДУКЦИЯ, все поля; таблицу НОРМА, поля: Код ресурса, Единица нормирования, Норма расхода, таблицу РЕСУРС, поля: Наименование ресурса, Вид ресурса, Цена, Единица измерения. Выбрать вид представления данных – ПРОДУКЦИЯ. Добавить уровень группировки – поле Вид ресурса. Сортировка – по полю Наименование ресурса. Макет – СТРУКТУРА, Ориентация – Альбомная. Стиль – НАЧАЛЬНАЯ, название отчета – Сведения о продукции, Изменить макет отчета.
• Удалить в области заголовка группы "Вид ресурса" одноименное поле. Добавить вычисляемое поле, свойства:
Данные: =IIf([Вид ресурса]="М";"Материальные ресурсы";IIf([Вид ресурса]="О";"Ресурсы оборудования";"Трудовые ресурсы"))
Рис. 10.44. Многотабличный отчет
Автоматизация обработки базы данных
Макрос – один из способов автоматизации обработки данных, используемый как метод обработки предопределенных событий в форме, отчете или элементе управления. Выделяют три типа макросов: изолированный; внедренный и групповой. Групповой макрос объединяет несколько связанных макросов в один объект макроса. Внутри группового макроса каждый отдельный макрос имеет собственное имя. Изолированные макросы хранятся как самостоятельные объекты и запускаются из раздела Макросы по имени. Внедренные макросы хранятся в свойствах событий в формах, отчетах или элементах управления, не отображаются как объекты в разделе Макросы, и их нельзя преобразовать в модули Visual Basic. Макрос создается с помощью Построителя макросов, он содержит макрокоманды, которые выбираются из фиксированного набора. Для выполнения макрокоманд задаются логические условия, аргументы (фактические параметры).
Программный модуль на языке VBA создается в виде подпрограммы (Sub) или функции (Function), используемых в процедурах обработки событий.
Ниже приведены примеры макросов.
1. Макрос обновления себестоимости и прибыли продукции при изменении цены ресурса.
Для создания макроса следует действовать так:
• Перейти в режим Создание, панель инструментов Другие, кнопка Макрос, Макрос.
• Нажать кнопку Показать все действия для отображения полного перечня макрокоманд, кнопку Условия для задания условий выполнения макрокоманд и кнопку Аргументы для отображения используемых аргументов. Ввести список макрокоманд с параметрами (табл. 10.5).
Таблица 10.5
Состав макроса Макрос1
Условие |
Макрокоманда |
Аргументы |
[Формы]![ РЕСУРС]! [Цена ресурса].[OnDirty] |
ВыводНаЭкран |
Нет; Работает макрос |
УстановитьСообщения |
Нет |
|
ОткрытьЗаирос |
Новая таблица; Таблица; Изменение |
|
ОткрытьЗапрос |
Новая себестоимость и прибыль продукции; Таблица; Изменение |
|
ОткрытьЗапрос |
Удалить СЕБЕСТОИМОСТЬ; Таблица; Изменение |
|
ВыводНаЭкран |
Да; Макрос завершен |
|
УстановитьСообщения |
Да |
• Условие выполнения макрокоманд создается с помощью Построителя выражений – контекстная команда Построить, задать условие: [Формы]![РЕСУРС]![Цена ресурса] . [OnDirty] – изменение цены ресурсов.
• Сохранить макрос под именем Макро 1.
• Внедрить макрос Макрос 1 в форму РЕСУРС: открыть форму РЕСУРС в Конструкторе, указать событие – Закрытие формы, запуск Макрос 1.
2. Создание программного модуля из макроса.
Для создания макроса необходимо выполнить указанное:
• Выбрать режим Работа с базой данных.
• Выбрать макрос Макрос 1, нажать кнопку Преобразовать макросы. Указать, добавить программу обработки ошибок, примечания макросов.
• Текст программного модуля.