Отчетные сегменты
37.3. Компания должна представлять отдельно информацию по каждому операционному сегменту, который:
• был выделен или сформирован в результате объединения двух сегментов или более;
• превышает количественные пороговые значения (см. далее).
Критерии объединения
37.4. Операционные сегменты, имеющие в течение продолжительного времени сходные экономические характеристики, часто демонстрируют сходные финансовые результаты деятельности. Например, если два операционных сегмента имеют сходные экономические характеристики в долгосрочной перспективе, можно ожидать, что средние значения валовой прибыли также будут сходными. Два или более операционных сегмента могут быть объединены в единый операционный сегмент, если такое объединение соответствует основному принципу МСФО (IFRS) 8 — сегменты имеют сходные экономические характеристики, а также сходны по всем следующим факторам:
• характеру продукции или услуг;
• характеру производственных процессов;
• типу или категории клиентов, их продукции или услуг;
• способам распространения продукции или предоставления услуг;
• специфике нормативно-правовой базы (если это применимо), например в области банковской, страховой деятельности или коммунального хозяйства.
Количественные пороговые значения
Компания должна представлять отдельно информацию по операционному сегменту, если его показатели превосходят какое-либо из следующих количественных пороговых значений:
• его выручка от продажи внешним клиентам, а также от операций с другими сегментами составляет не менее 10% совокупной выручки (внутренней и внешней) всех операционных сегментов; результат соответствующего сегмента независимо от того, является он прибылью или убытком, составляет не менее 10% совокупного результата всех операционных сегментов в отношении прибыли или убытка в зависимости от того, какой показатель имеет более высокое значение;
• его активы составляют не менее 10% совокупных активов всех операционных сегментов. Операционные сегменты, показатели которых ниже какого-либо из количественных пороговых значений, могут рассматриваться в качестве отчетных, и информация по ним может раскрываться отдельно, если, по мнению руководства, информация по сегменту полезна для пользователей.
Для формирования отчетного сегмента компания может объединить информацию по операционным сегментам, показатели которых ниже количественных пороговых значений, с информацией по другим операционным сегментам, показатели которых также ниже количественных пороговых значений, только в том случае, если операционные сегменты имеют сходные экономические характеристики и отвечают большинству критериев объединения. Если совокупная выручка от продажи внешним клиентам по операционным сегментам составляет менее 75% общей выручки компании, то следует дополнительно выделять операционные сегменты (даже если они не отвечают критериям) до тех пор, пока как минимум 75% выручки компании не будет приходиться на отчетные сегменты.
Информацию о других видах хозяйственной деятельности и операционных сегментах, которые не являются отчетными, необходимо объединить и раскрыть по категории "все прочие сегменты" отдельно от прочих сверяемых статей. Следует дать описание источников выручки, включенных в категорию "все прочие сегменты". Если, по мнению руководства, операционный сегмент, выделенный в качестве отчетного сегмента в непосредственно предшествующий период, продолжает быть значимым, информацию об этом сегменте в текущем периоде следует продолжить представлять отдельно, даже если она больше не отвечает установленным критериям.
Если операционный сегмент выделен в качестве отчетного в текущем периоде, данные по сегменту за предыдущий период, представляемые для целей сопоставления, должны быть пересчитаны для учета нового отчетного сегмента в качестве отдельного сегмента, даже если этот сегмент не удовлетворял критериям составления отчетности в предыдущий период. Это требование не применяется в случаях, когда необходимая информация отсутствует и затраты на ее подготовку были бы чрезмерно большими. По практическим соображениям представляется возможным установить предел по количеству отчетных сегментов, по которым компания раскрывает информацию отдельно. Сверх этого предела сегментная информация может стать неоправданно детальной. Несмотря на то что в стандарте точный предел не был определен, если количество отчетных сегментов превышает 10, компании следует определить, был ли этот предел превышен.