Отчетность в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Статистическая отчетность ведется для последующего анализа динамики тех или иных процессов при сопоставлении двух и более равновременных периодов. Потребность в ведении статистического наблюдения имеется и в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Для удобства пользования разрабатываются формализованные бланки статистического наблюдения, определяются субъекты, в обязанность которым вменяется заполнение таких бланков, а также устанавливаются периодичность и порядок предоставления соответствующих сведений в специально уполномоченный государственный орган.
По своему характеру и целям формы статистического наблюдения можно разделить на федеральные государственные и ведомственные.
Формы федерального государственного статистического наблюдения утверждаются и вводятся в действие постановлениями Федеральной службы государственной статистики (Росстата). В качестве примера можно привести формы № 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах" и № 1-П (рыба) "Сведения об улове рыбы, добыче других водных биоресурсов и производстве рыбной продукции", утвержденные соответственно постановлением Госкомстата России от 01.09.2003 № 80 и постановлением Росстата от 30.12.2004 № 159.
В то же время в целях получения достоверных сведений о работе нижестоящих подразделений специально уполномоченные государственные органы в сфере природопользования и охраны окружающей среды вводят собственные ведомственные формы статистического наблюдения. В качестве примера можно назвать утвержденные приказом МПР России от 12.03.2002 № 116 формы № 1-АР "Отчет о предоставлении участков лесного фонда в аренду" и № 17-АВИА-ЛХ "Сведения о выполнении мероприятий по противопожарной профилактике".
Мониторинг окружающей среды и природных объектов
Статья 63 Закона об охране окружающей среды определяет, что государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
Изданным в развитие указанной нормы постановлением Правительства РФ от 31.03.2003 № 177 утверждено Положение об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), согласно п. 1 которого экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа РФ, состояния недр, исключительной экономической зоны РФ, внутренних морских вод и территориального моря РФ.
Следует отметить, что во исполнение ст. 23 Закона об охране атмосферного воздуха, ст. 67 ЗК, ст. 69 Л К, ст. 30 ВК, ст. 15 Закона о животном мире и норм ряда других законодательных актов постановлениями Правительства РФ утверждены процедуры осуществления мониторинга отдельных природных ресурсов. Среди таких документов можно назвать постановления Правительства РФ от 10.11.1996 № 1342 "О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира" и от 14.03.1997 № 307 "Об утверждении Положения о ведении государственного мониторинга водных объектов".
При проведении экологического мониторинга решаются следующие задачи:
организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями, характеризующими состояние окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду;
оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на нее;
информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц но вопросам состояния окружающей среды;
формирование государственных информационных ресурсов о состоянии окружающей среды;
обеспечение участия Российской Федерации в международных системах экологического мониторинга.
Осуществление государственного экологического мониторинга в рамках установленной компетенции возложено на:
МПР России;
Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;
Федеральное агентство по рыболовству и другие федеральные органы исполнительной власти.