Острая фаза кризиса: формирование системы инструментов управления на федеральном и региональном уровнях
О чем пойдет речь
• Как взаимосвязаны инструменты антициклического регулирования и антикризисного управления?
• Какие экстренные антикризисные инструменты используются в специфических российских условиях?
• Какие приоритетные направления должны содержать государственные антикризисные программы?
• Какие инструменты антикризисного управления возможны на региональном уровне?
Как взаимосвязаны инструменты антициклического регулирования и антикризисного управления?
Успешное применение инструментов государственного антициклического регулирования может существенно повысить стабильность экономики, снизить негативное изменение показателей и длительность их падения, однако не в состоянии полностью исключить кризисы в развитии. Острая фаза кризиса требует использования специфических инструментов, позволяющих быстро реагировать на внешние вызовы. Эффективное сочетание долгосрочных инструментов антициклического регулирования и реактивных инструментов антикризисного управления может облегчить прохождение фазы кризиса, сделать процесс восстановления экономики менее продолжительным и болезненным, о чем свидетельствует опыт ряда стран. Низкая результативность инструментов антициклического регулирования, в свою очередь, требует от государства огромных усилий непосредственно во время кризиса для предотвращения развития катастрофических сценариев.
Пример 2.11
На смягчение кризиса 2008–2009 гг. в России пришлось направить гигантские по меркам страны средства – около 40% ВВП, однако сдержать глубокое падение в кризисе предпринятыми мерами не удалось, о чем говорит резкое колебание величины ВВП. В годы, предшествующие кризису, рост ВВП составлял 8%, но в кризис при снижении цен на природные ресурсы (нефти – в 5 раз, газа – в 3 раза) ВВП резко начал сокращаться. Хотя снижение темпов роста прослеживалось в последние годы практически по всем странам (табл. 2.1), по темпам падения Россию опережала лишь Украина.
Таблица 2.1
Динамика ВВП, рост за год, %
| 
 Год / Страна  | 
 2007  | 
 2008  | 
 IV кв. 2008  | 
 I кв. 2009  | 
 II кв. 2009  | 
 III кв. 2009  | 
| 
 США  | 
 2,0  | 
 1,1  | 
 -1,9  | 
 -3,3  | 
 -3,8  | 
 -2,3  | 
| 
 Страны Еврозоны  | 
 2,7  | 
 0,7  | 
 -1,7  | 
 -4,9  | 
 -4,6  | 
 -4,1  | 
| 
 Япония  | 
 3,0  | 
 0,7  | 
 -2,0  | 
 -5,0  | 
 -5,5  | 
 -5,2  | 
| 
 Китай  | 
 13,0  | 
 9,0  | 
 6,8  | 
 6,1  | 
 7,9  | 
 8,9  | 
| 
 Индия  | 
 9,3  | 
 6,3  | 
 5,8  | 
 5,8  | 
 6,1  | 
 –  | 
| 
 Украина  | 
 7,6  | 
 2,1  | 
 -8,0  | 
 -20,3  | 
 -17,8  | 
 -15,9  | 
| 
 Белоруссия  | 
 8,6  | 
 10,0  | 
 7,3  | 
 1,1  | 
 -0,4  | 
 -1,1  | 
| 
 Казахстан  | 
 8,5  | 
 3,3  | 
 0  | 
 -2,2  | 
 -2,3  | 
 –  | 
| 
 Россия  | 
 8,1  | 
 5,6  | 
 1,2  | 
 -9,8  | 
 -10,9  | 
 -8,9  | 
Данные табл. 2.1 позволяют отметить, что наиболее устойчивой к кризису оказалась экономика Китая. В антикризисных программах Китай идет по западному пути, проводя снижение инфляции и процентных ставок, пытаясь удержать экономику в зоне активного роста. В России же частично пошли другим путем: многое делалось для предотвращения оттока капитала и обесценения рубля. В результате инфляция в 2008 г. составила 13,3%, ставка рефинансирования в острый период кризиса даже возрастала – сначала была поднята Центральным банком до 11%, затем до 13% и начала снижаться только во второй половине 2009 г.
Механизмы поддержки и стимулирования реального сектора в острой фазе кризиса, наработанные в мировой практике, обычно включают: национализацию бизнесов, банкротство которых представляет угрозу национальной безопасности; адресную поддержку ряда предприятий, развитие инфраструктуры за счет средств госбюджета. Также эффективным средством стимулирования спроса может стать увеличение государственных расходов во время крупномасштабных кризисов, так как именно в это время экономика имеет "избыточные" производственные ресурсы и поэтому особенно остро нуждается в их использовании.
В то же время исторический опыт свидетельствует, что применение этих механизмов должно быть исключительно точечным и недолговременным – национализация частных предприятий или расширение госучастия в них влечет за собой снижение производительности, политизацию предпринимательской деятельности, коррупцию и ориентацию на рентные доходы, протекционистские меры, включающие ограничение импорта, субсидирование местных производителей, увеличение неконкурентоспособности товаров. Подобные механизмы могут рассматриваться лишь как "пожарные" и применяться к предприятиям, имеющим системное значение, несостоятельность которых повлечет мультипликативный эффект для экономики. В любом случае все принимаемые "пожарные" меры должны быть вписаны в общую долгосрочную концепцию инновационного развития и структурной перестройки. Любое отступление от нее должно иметь временной горизонт и программу возврата к "генеральной линии".