Острая фаза кризиса: формирование системы инструментов управления на федеральном и региональном уровнях
О чем пойдет речь
• Как взаимосвязаны инструменты антициклического регулирования и антикризисного управления?
• Какие экстренные антикризисные инструменты используются в специфических российских условиях?
• Какие приоритетные направления должны содержать государственные антикризисные программы?
• Какие инструменты антикризисного управления возможны на региональном уровне?
Как взаимосвязаны инструменты антициклического регулирования и антикризисного управления?
Успешное применение инструментов государственного антициклического регулирования может существенно повысить стабильность экономики, снизить негативное изменение показателей и длительность их падения, однако не в состоянии полностью исключить кризисы в развитии. Острая фаза кризиса требует использования специфических инструментов, позволяющих быстро реагировать на внешние вызовы. Эффективное сочетание долгосрочных инструментов антициклического регулирования и реактивных инструментов антикризисного управления может облегчить прохождение фазы кризиса, сделать процесс восстановления экономики менее продолжительным и болезненным, о чем свидетельствует опыт ряда стран. Низкая результативность инструментов антициклического регулирования, в свою очередь, требует от государства огромных усилий непосредственно во время кризиса для предотвращения развития катастрофических сценариев.
Пример 2.11
На смягчение кризиса 2008–2009 гг. в России пришлось направить гигантские по меркам страны средства – около 40% ВВП, однако сдержать глубокое падение в кризисе предпринятыми мерами не удалось, о чем говорит резкое колебание величины ВВП. В годы, предшествующие кризису, рост ВВП составлял 8%, но в кризис при снижении цен на природные ресурсы (нефти – в 5 раз, газа – в 3 раза) ВВП резко начал сокращаться. Хотя снижение темпов роста прослеживалось в последние годы практически по всем странам (табл. 2.1), по темпам падения Россию опережала лишь Украина.
Таблица 2.1
Динамика ВВП, рост за год, %
Год / Страна |
2007 |
2008 |
IV кв. 2008 |
I кв. 2009 |
II кв. 2009 |
III кв. 2009 |
США |
2,0 |
1,1 |
-1,9 |
-3,3 |
-3,8 |
-2,3 |
Страны Еврозоны |
2,7 |
0,7 |
-1,7 |
-4,9 |
-4,6 |
-4,1 |
Япония |
3,0 |
0,7 |
-2,0 |
-5,0 |
-5,5 |
-5,2 |
Китай |
13,0 |
9,0 |
6,8 |
6,1 |
7,9 |
8,9 |
Индия |
9,3 |
6,3 |
5,8 |
5,8 |
6,1 |
– |
Украина |
7,6 |
2,1 |
-8,0 |
-20,3 |
-17,8 |
-15,9 |
Белоруссия |
8,6 |
10,0 |
7,3 |
1,1 |
-0,4 |
-1,1 |
Казахстан |
8,5 |
3,3 |
0 |
-2,2 |
-2,3 |
– |
Россия |
8,1 |
5,6 |
1,2 |
-9,8 |
-10,9 |
-8,9 |
Данные табл. 2.1 позволяют отметить, что наиболее устойчивой к кризису оказалась экономика Китая. В антикризисных программах Китай идет по западному пути, проводя снижение инфляции и процентных ставок, пытаясь удержать экономику в зоне активного роста. В России же частично пошли другим путем: многое делалось для предотвращения оттока капитала и обесценения рубля. В результате инфляция в 2008 г. составила 13,3%, ставка рефинансирования в острый период кризиса даже возрастала – сначала была поднята Центральным банком до 11%, затем до 13% и начала снижаться только во второй половине 2009 г.
Механизмы поддержки и стимулирования реального сектора в острой фазе кризиса, наработанные в мировой практике, обычно включают: национализацию бизнесов, банкротство которых представляет угрозу национальной безопасности; адресную поддержку ряда предприятий, развитие инфраструктуры за счет средств госбюджета. Также эффективным средством стимулирования спроса может стать увеличение государственных расходов во время крупномасштабных кризисов, так как именно в это время экономика имеет "избыточные" производственные ресурсы и поэтому особенно остро нуждается в их использовании.
В то же время исторический опыт свидетельствует, что применение этих механизмов должно быть исключительно точечным и недолговременным – национализация частных предприятий или расширение госучастия в них влечет за собой снижение производительности, политизацию предпринимательской деятельности, коррупцию и ориентацию на рентные доходы, протекционистские меры, включающие ограничение импорта, субсидирование местных производителей, увеличение неконкурентоспособности товаров. Подобные механизмы могут рассматриваться лишь как "пожарные" и применяться к предприятиям, имеющим системное значение, несостоятельность которых повлечет мультипликативный эффект для экономики. В любом случае все принимаемые "пожарные" меры должны быть вписаны в общую долгосрочную концепцию инновационного развития и структурной перестройки. Любое отступление от нее должно иметь временной горизонт и программу возврата к "генеральной линии".