Острая фаза кризиса: формирование системы инструментов управления на федеральном и региональном уровнях

О чем пойдет речь

• Как взаимосвязаны инструменты антициклического регулирования и антикризисного управления?

• Какие экстренные антикризисные инструменты используются в специфических российских условиях?

• Какие приоритетные направления должны содержать государственные антикризисные программы?

• Какие инструменты антикризисного управления возможны на региональном уровне?

Как взаимосвязаны инструменты антициклического регулирования и антикризисного управления?

Успешное применение инструментов государственного антициклического регулирования может существенно повысить стабильность экономики, снизить негативное изменение показателей и длительность их падения, однако не в состоянии полностью исключить кризисы в развитии. Острая фаза кризиса требует использования специфических инструментов, позволяющих быстро реагировать на внешние вызовы. Эффективное сочетание долгосрочных инструментов антициклического регулирования и реактивных инструментов антикризисного управления может облегчить прохождение фазы кризиса, сделать процесс восстановления экономики менее продолжительным и болезненным, о чем свидетельствует опыт ряда стран. Низкая результативность инструментов антициклического регулирования, в свою очередь, требует от государства огромных усилий непосредственно во время кризиса для предотвращения развития катастрофических сценариев.

Пример 2.11

На смягчение кризиса 2008–2009 гг. в России пришлось направить гигантские по меркам страны средства – около 40% ВВП, однако сдержать глубокое падение в кризисе предпринятыми мерами не удалось, о чем говорит резкое колебание величины ВВП. В годы, предшествующие кризису, рост ВВП составлял 8%, но в кризис при снижении цен на природные ресурсы (нефти – в 5 раз, газа – в 3 раза) ВВП резко начал сокращаться. Хотя снижение темпов роста прослеживалось в последние годы практически по всем странам (табл. 2.1), по темпам падения Россию опережала лишь Украина.

Таблица 2.1

Динамика ВВП, рост за год, %

Год / Страна

2007

2008

IV кв. 2008

I кв. 2009

II кв. 2009

III кв. 2009

США

2,0

1,1

-1,9

-3,3

-3,8

-2,3

Страны Еврозоны

2,7

0,7

-1,7

-4,9

-4,6

-4,1

Япония

3,0

0,7

-2,0

-5,0

-5,5

-5,2

Китай

13,0

9,0

6,8

6,1

7,9

8,9

Индия

9,3

6,3

5,8

5,8

6,1

Украина

7,6

2,1

-8,0

-20,3

-17,8

-15,9

Белоруссия

8,6

10,0

7,3

1,1

-0,4

-1,1

Казахстан

8,5

3,3

0

-2,2

-2,3

Россия

8,1

5,6

1,2

-9,8

-10,9

-8,9

Данные табл. 2.1 позволяют отметить, что наиболее устойчивой к кризису оказалась экономика Китая. В антикризисных программах Китай идет по западному пути, проводя снижение инфляции и процентных ставок, пытаясь удержать экономику в зоне активного роста. В России же частично пошли другим путем: многое делалось для предотвращения оттока капитала и обесценения рубля. В результате инфляция в 2008 г. составила 13,3%, ставка рефинансирования в острый период кризиса даже возрастала – сначала была поднята Центральным банком до 11%, затем до 13% и начала снижаться только во второй половине 2009 г.

Механизмы поддержки и стимулирования реального сектора в острой фазе кризиса, наработанные в мировой практике, обычно включают: национализацию бизнесов, банкротство которых представляет угрозу национальной безопасности; адресную поддержку ряда предприятий, развитие инфраструктуры за счет средств госбюджета. Также эффективным средством стимулирования спроса может стать увеличение государственных расходов во время крупномасштабных кризисов, так как именно в это время экономика имеет "избыточные" производственные ресурсы и поэтому особенно остро нуждается в их использовании.

В то же время исторический опыт свидетельствует, что применение этих механизмов должно быть исключительно точечным и недолговременным – национализация частных предприятий или расширение госучастия в них влечет за собой снижение производительности, политизацию предпринимательской деятельности, коррупцию и ориентацию на рентные доходы, протекционистские меры, включающие ограничение импорта, субсидирование местных производителей, увеличение неконкурентоспособности товаров. Подобные механизмы могут рассматриваться лишь как "пожарные" и применяться к предприятиям, имеющим системное значение, несостоятельность которых повлечет мультипликативный эффект для экономики. В любом случае все принимаемые "пожарные" меры должны быть вписаны в общую долгосрочную концепцию инновационного развития и структурной перестройки. Любое отступление от нее должно иметь временной горизонт и программу возврата к "генеральной линии".