Осознание ситуации как конфликтной

Невозможность однозначно связать возникновение конфликта с определенным набором объективных факторов свидетельствует о наличии субъективных переменных в его происхождении. Иногда кажется, что конфликт возникает и развивается без видимых причин. В то же время наличие целого ряда конфликтогенных факторов может и не привести к возникновению конфликта.

Современные подходы настаивают на диалектическом понимании объективно-субъективной природы конфликтов, предполагающем не только наличие объективных условий возникновения конфликта, но и субъективной оценки ситуации. Восприятие ситуации как конфликтной создает для субъекта необходимость реагирования в виде выбора соответствующей стратегии конфликтного взаимодействия (или ухода от него).

Воспринимая внешнюю ситуацию, человек сравнивает ее с другими, известными ему по прошлому опыту, и соответственно определенным образом интерпретирует ее, относит к той или иной категории ситуаций. По мнению специалистов в области социального восприятия, в оценке ситуации, скорее, имеет место целостное "схватывание" образа ситуации в аффективных тонах.

Развитием представления о значимости субъективного восприятия ситуации явились выводы американского социолога У. Томаса, которые он сформулировал в так называемой теореме Томаса: "Если ситуации определяются как реальные, они становятся реальными по своим последствиям ".

Классическим примером, подтверждающим выводы теоремы Томаса, является случай, описанный Р. Мертоном под характерным названием "Самовыполняющееся пророчество". Реальная ситуация биржевого краха в Нью-Йорке в 1929 г., с которой началась Великая Депрессия 1930-х гг., была вызвана тем, что люди все одновременно стали забирать свои деньги из банков. Проведенное исследование показало, что в банках были наличные деньги, но люди этому не поверили, определили ненастоящую ситуацию как истинную. В результате банки один за другим обанкротились. Другим примером превращения мнимой ситуации в настоящую может служить знаменитый "тюремный эксперимент" американского психолога Ф. Зимбардо. Изучая влияние на личность социальных ролей, ученый организовал своеобразную игру, в которой студенты по жребию разделялись на "тюремщиков" и "заключенных". Мнимая тюрьма вскоре стала реальностью. "Охранники" не были злыми людьми, однако стали проявлять по отношению к "узникам" садизм и жестокость. В своих действиях и переживаниях участники превращаются в настоящих надзирателей и заключенных.

Таким образом, согласно теореме Томаса, ситуация становится конфликтом, если человек определяет ее как конфликтную, поскольку в своих действиях в данной ситуации он основывается на этом определении, развивая конфликтное взаимодействие, выбирая соответствующие стратегии поведения и оценивая определенным образом действия партнера. Установка, формирующаяся каждый раз в процессе определения ситуации, выполняет положительную функцию, снижая у субъекта дискомфорт от чувства неопределенности. В подтверждение теоремы Томаса можно вспомнить модель описания конфликта как когнитивной схемы: если ситуация определяется как конфликтная, будут избирательно восприниматься доказательства, подтверждающие эту схему.

Люди сами "конструируют" конфликт, приписывая ситуации соответствующее значение: "Человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, но “определяет” ее, одновременно “определяя” себя в этой ситуации, и тем самым он фактически сам создает, “конструирует” тот социальный мир, в котором живет", – пишет Н. В. Гришина.

Сила влияния внешних и субъективных факторов может различаться в разных ситуациях. Чем большей определенностью обладает объективная ситуация, тем более она навязывает определенную схему своего восприятия, тем более однотипные реакции вызывает. Чем менее определенной является ситуация, тем в большей степени в ее восприятии проявляются индивидуальные особенности людей. В конфликтологической литературе первый тип ситуаций обозначается как "сильные ситуации", а второй – как "слабые".

На восприятие внешней ситуации как конфликтной оказывают влияние три группы факторов, а именно:

• объективные факторы (определенные свойства самой ситуации);

• принадлежность человека к определенному социальному, культурному, профессиональному слою;

• индивидуальные особенности человека (индивидуально-психологические особенности, склонность к преимущественной оценке ситуаций в тех или иных понятиях, возраст, пол).