Особый режим охраны земель
Земли заповедников и национальных парков подлежат особой охране.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного учреждения (ФГУ) "Пансионат “Приэльбрусье”" на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу, установил следующее. Национальный парк "Приэльбрусье" обратился в арбитражный суд с иском к ФГУ "Пансионат “Приэльбрусье”" о взыскании ущерба, причиненного лесонарушением. Решением суда с ФГУ "Пансионат “Приэльбрусье”" в пользу национального парка "Приэльбрусье" взыскан ущерб, причиненный самовольной вырубкой деревьев и нарушением плодородного слоя почвы при разрытии котлована под строительство котельной. Апелляционной инстанцией это решение оставлено в силе.
Судом установлено, что национальный парк "Приэльбрусье" относится к особо охраняемым природным территориям. Занимаемая территория ФГУ "Пансионат “Приэльбрусье”" входит в территорию национального парка, а поэтому хозяйственная деятельность ответчика на ней должна совершаться согласно требованиям Закона об особо охраняемых природных территориях.
Согласно п. 2 ст. 15 Закона на территории национального парка запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, в том числе деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова, рубки деревьев, расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Ответчик в нарушение названной нормы совершил рубку пяти деревьев, вырыл котлован под строительство котельной, нарушив 42 кв. м плодородного слоя почвы. Данные обстоятельства подтверждаются протоколом о лесонарушении.
Доводы ответчика о том, что им получено разрешение на строительство котельной, обоснованно отклонены судебными инстанциями, поскольку разрешение и согласование строительства котельной имели место после совершения лесо- нарушения. Согласно лесному законодательству места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, согласовываются с органами государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством с проведением Государственной экологической экспертизы.
Из материалов дела усматривается, что ответчик приступил к строительству котельной без разрешения национального парка, органов государственной власти, без согласования с соответствующим органом управления лесным хозяйством, без проведения экологической экспертизы. Данных о том, что ответчику выдавался лесорубочный билет, в материалах дела не имеется. Протокол о лесонарушен ии составлен истцом без участия представителей ответчика.
Из материалов дела видно, что истец письмом обратился к ответчику с предложением принять участие в составлении протокола. Направление письма подтверждается почтовой квитанцией об отправке заказной корреспонденции. Ответчик уклонился от участия в составлении протокола о лесонарушении, доказательств, опровергающих факт вырубки деревьев, и иные сведения, содержащиеся в протоколе о лесонарушении, не представил.
Суд апелляционной инстанции сделал правомерный вывод о доказанности как факта правонарушения, так и вины ответчика в совершении лесонарушения. Согласно ст. 36 Закона об особо охраняемых природных территориях вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах таких территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления ущерба.