Особо ценные земли
К особо ценным относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие собой особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).
Новый особый вид земель
Среди особо охраняемых территорий выделяются особо ценные, хотя все земли представляют собой определенную ценность как в духовном, культурном, историческом, так и в материальном, экономическом смыслах. Если к другим видам такой категории земель, как особо охраняемые территории и объекты, земельное законодательство относит немало специфических требований, то применительно к особо ценным землям набор полномочий участников правоотношений невелик и пока до конца не определен.
Обязанности по их сохранению возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.
Подобная категория земель не предусматривалась в ЗК РСФСР, они примыкают к землям историко-культурного, природоохранного назначения, особо охраняемых природных территорий, предусмотренных в ст. 95–99 ЗК. По- видимому, законодатель сохраняет резерв для повышенной охраны особо ценных земель, которые пока не попали в его поле зрения, но могут стать объектом рассмотрения в дальнейшем.
Логика изложения и разъяснения понятия "особо ценные земли" может соответствовать аналогичным конструкциям рассмотренных выше видов и категорий земель с перечислением объектов регулирования, субъектов – участников устанавливаемых правоотношений, их прав и обязанностей, особенностей режима использования и стимулирования охраны, возможных ограничений в использовании (объективной и субъективной стороны).
Режим использования и охраны особо ценных земель
Предстоят дальнейшее нормативно-правовое регулирование и конкретизация порядка объявления, использования и охраны особо ценных земель. Ранее подобное понятие носило обобщенный характер и применялось для обозначения всех земель неординарного свойства. В настоящее время разрабатываются проекты основных правил использования и охраны земель, объявленных особо ценными.
Согласно этим проектам перемещение, изменение или уничтожение указанных в ст. 100 ЗК особо ценных земель и расположенных на них объектов должны осуществляться с особого в каждом случае разрешения компетентного органа в зависимости от значения объекта, служащего основанием для объявления земель особо ценными.
Землеобладатели, получившие такое разрешение, обязаны за свой счет обеспечить соблюдение условий, предусмотренных в нем, а соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления, иные уполномоченные ими учреждения или организации вправе проконтролировать их выполнение.
Мелиоративные, дорожные и прочие работы, которые могут создавать угрозу упомянутым объектам, следует проводить по согласованию с соответствующими органами и после проведения мероприятий по сохранению этих объектов. Землеобладателям в случае обнаружения археологических и других объектов, представляющих особую ценность, в процессе работ предписывается сообщать об этом государственным и муниципальным органам и приостанавливать дальнейшее ведение работ.
Государственные или муниципальные органы должны быть наделены правом приостанавливать строительные и иные работы в случаях возникновения в процессе этих работ опасности для земель и объектов, представляющих особую ценность. Возобновлять работы следует с разрешения названных органов после устранения возникшей опасности или нарушения правил охраны особо ценных объектов.
Особые требования
Использование особо ценных земель предполагает предъявление повышенных требований к производству на них некоторых работ. Так, особые требования предъявляются к ведению раскопок и разведок памятников археологии. Такая деятельность допускается при наличии разрешений (открытых листов), выдаваемых и регистрируемых в установленном законодательством порядке. Учреждения, организации и граждане, ведущие археологические работы, обязаны обеспечивать сохранность редких геологических образований и иных памятников и объектов, представляющих интерес и основание для объявления земель особо ценными.
Возможно распространение па особо ценные земли особенностей платы за земли историко-культурного назначения, установленных в Основах законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1. Предприятия, учреждения, организации (кроме бюджетных), расположенные на исторических территориях, в охранных зонах памятников, отчисляют на специальные счета государственных органов по учету, использованию и реставрации памятников фиксированные платежи, устанавливаемые органами управления тех уровней, в собственности которых находятся особо ценные объекты и закрепленные за ними исторические территории и охранные зоны.
Как и в ряде других случаев, особо ценные земли со временем могут претендовать на отнесение к землям историко- культурного, рекреационного назначения.
Органы местного самоуправления определяют процент отчислений в местные бюджеты от платы за землю исторических территорий и охранных зон, взимаемый с домовладений и иных организаций, расположенных на этих территориях. Полученные средства должны направляться на охрану и поддержание в надлежащем состоянии представляющих особую ценность объектов, на благоустройство исторических территорий.