Особенности законодательного регулирования племенного животноводства
Еще одно ощутимое воздействие человечества на биоразнообразие, которое может оказаться не безопасным для здоровья, жизни людей и окружающей среды, и поэтому должно подвергаться правовому регулированию, заключается в интенсификации племенного животноводства, призванного расширить возможности обеспечения граждан надлежащим продовольствием. Актуальными проблемами здесь являются лицензирование, регистрация, сертификация, стимулирование, определение условий и принципов племенного животноводства и трансплантации организмов.
Федеральный закон от 03.08.1995 № 123 "О племенном животноводстве"[1] создает правовую основу деятельности по разведению племенных животных, производству и использованию племенной продукции (материала), определяет полномочия государственной племенной службы по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности граждан и юридических лиц в области племенного животноводства.
Особенности законодательного регулирования племенного животноводства заключаются в том, что оно призвано обеспечить процесс воспроизводства племенных животных в целях улучшения продуктивных качеств сельскохозяйственных животных и разведения высокопродуктивных сельскохозяйственных животных, сохранения генофонда малочисленных и исчезающих пород сельскохозяйственных животных, полезных для селекционных целей.
В Законе определяются основные понятия, имеющие значение для решения проблем правового обеспечения сохранения биоразнообразия:
– племенное животноводство – разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала) в селекционных целях;
– племенное животное – сельскохозяйственное животное, имеющее документально подтвержденное происхождение, используемое для воспроизводства определенной породы и зарегистрированное в установленном порядке;
– племенная продукция (материал) – племенное животное, его семя и эмбрионы;
– организация по племенному животноводству – юридическое лицо, осуществляющее разведение племенных животных, производство и использование племенной продукции (материала) в селекционных целях, а также оказание услуг в области племенного животноводства;
– бонитировка – оценка племенных и продуктивных качеств племенного животного, а также качеств иной племенной продукции (материала) в целях их дальнейшего использования;
– племенная ценность – уровень генетического потенциала племенного животного и влияние данного генетического потенциала на хозяйственно полезные признаки потомства;
– продуктивность племенных животных – совокупность хозяйственно полезных признаков племенных животных, в том числе качество получаемой от них продукции;
– чистопородное разведение племенных животных – разведение племенных животных одной породы в целях консолидации и типизации присущих этой породе признаков;
– малочисленная (генофондная) порода – группа редко встречающихся животных определенной породы, отличающихся генетико-селекционными особенностями и находящихся под угрозой исчезновения.
Государственная регистрация племенных животных и племенных стад должна осуществляться посредством внесения записей соответственно в Государственную книгу племенных животных и Государственный племенной регистр. В Государственную книгу племенных животных и Государственный племенной регистр заносятся данные о племенных и продуктивных качествах племенных животных, племенных стадах, а также другие данные, необходимые для идентификации племенных животных, племенных стад, определения их происхождения и хозяйственной ценности. Указанные данные должны быть доступными для заинтересованных лиц.
Принцип экологического права, заключающийся в государственном стимулировании и финансировании племенного животноводства, осуществляется на основании федеральных программ развития племенного животноводства, предусматривающих меры государственной поддержки племенного животноводства, за счет средств федерального бюджета, направляемых на развитие сельского хозяйства, и предусматривается в федеральном бюджете отдельной строкой.
Семя племенных животных, произведенное для реализации, используется в целях их разведения в случаях, если:
– оно получено в организациях по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
– получено от племенных животных, зарегистрированных в установленном порядке;
– четко обозначено в целях идентификации; на него имеется сертификат (свидетельство).
Семя племенных животных может быть реализовано или передано другим лицам исключительно организациями по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных.
Проблемой становится создание условий использования эмбрионов племенных животных в целях разведения племенных животных. Эмбрионы племенных животных в целях разведения племенных животных используются в случаях, если:
– они получены в организациях по трансплантации эмбрионов;
– получены от племенных животных, зарегистрированных в установленном порядке;
– четко обозначены в целях их идентификации (в случае нахождения эмбриона в животном оно должно быть подвергнуто мечению);
– на них имеются сертификаты (свидетельства).
Эмбрионы племенных животных могут быть реализованы или переданы другим лицам исключительно организациями по трансплантации эмбрионов. Порядок и условия проведения бонитировки племенной продукции (материала) устанавливает специально уполномоченный Правительством РФ государственный орган по управлению племенным животноводством. Бонитировка племенной продукции (материала) проводится ежегодно во всех организациях, имеющих указанную продукцию (материал).
Важна оценка племенных животных-производителей: отобранные для воспроизводства породы подлежат проверке и оценке по качеству потомства и (или) собственной продуктивности. Проверка племенных животных-производителей должна проводиться в организациях по племенному животноводству, где достигнут установленный уровень продуктивности племенных животных. Оценку племенных животных-производителей проводят специалисты государственной племенной службы.
Законом регулируется использование семени племенных животных-производителей и эмбрионов для разведения сельскохозяйственных животных. Семя племенных животных-производителей и эмбрионы, полученные в организациях по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, а также эмбрионы, полученные в организациях по трансплантации эмбрионов, используются для разведения сельскохозяйственных животных.
Заявка на проведение трансплантации эмбрионов подается руководителем организации по трансплантации эмбрионов в соответствующий орган государственной племенной службы. В этой заявке должны указываться: наименование и место нахождения заявителя; территория деятельности, установленная по согласованию с соответствующим органом государственной власти. При необходимости изменения территории деятельности руководитель организации по трансплантации эмбрионов обязан подать новую заявку на проведение трансплантации эмбрионов.
Разрешение на проведение трансплантации эмбрионов выдается соответствующим органом государственной племенной службы. Разрешение на проведение трансплантации эмбрионов предоставляется организации по трансплантации эмбрионов при наличии работников, имеющих определенную квалификацию, и специального оборудования, а также зооветеринарных и санитарно-гигиенических условий для проведения работ по трансплантации эмбрионов.
Новые названные объекты правового регулирования дополняются биотехнологиями, где применение живых микроорганизмов и биологических процессов используется для получения различных продуктов – 50% фармацевтики, кормов для животноводства и птицеводства, защиты растений, извлечения из руд с помощью микробов золота и других ценных металлов. Генно-инженерные препараты и генно- модифицированные растения обладают устойчивостью к засухам, обладают большей урожайностью, формируют агробиоиндустрию. Мировой рынок биотехнологических продуктов – пищевых ферментов, витаминов, лекарственного сырья – составляет 160 млрд долл. ежегодно; в России – около 1,5 млрд долл., из них 80% – импортные лекарства. В США около 2000 предприятий биотехнологии, в Китае – 600, в Индии – 300, в России – более 50 в особых экономических зонах, технопарках, институтах развития.
Общество биотехнологов России предлагает посредством инноваций к 2020 г. заменить биотехнологическими препаратами 30% импортных биотехнологических препаратов, увеличить до 20% долю сельхозпредприятий, где вместо химии применяются биотехнологии, обеспечить 10% для химической промышленности, довести долю биотоплива до 5%. Биотехнологические производства создаются в Чувашии для производства лизина, Татарстане – для биодизеля, в Иркутской области – для биобутанола, в Кировской области – для глубокой переработки древесины[2]. Это развивающееся направление вторжения в окружающую человека природную среду требует усиления правового регулирования как самого осуществления биотехнологических процессов, так и перемещения их результатов в Россию из-за рубежа в целях обеспечения здоровья и жизни человека.
Являются ли проблемы генно-инженерной, селекционной деятельности, развития племенного животноводства и биотехнологий предметом рассмотрения в экологическом, природоресурсном, фаунистическом праве и объектом эколого-правового регулирования? В какой еще отрасли российского права могут содержаться вышеописанные нормы и правила? Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды являются животные и другие организмы и их генетический фонд, а согласно ч. 3 той же статьи – редкие или находящиеся под угрозой исчезновения животные и другие организмы и места их обитания. Включаемые в совокупность норм и правил административные требования, как и в других подотраслях и институтах экологического права, лишь подчеркивают комплексный и преимущественно публичный характер отрасли. Возможно, с дальнейшим развитием и успехом указанных направлений человеческой деятельности они займут более самостоятельное место в системе права.
Особенности и проблемы развития племенного животноводства, биотехнологий предпринимателями, трансплантации органов, как и генно-инженерной, селекционной деятельности, находятся в центре общественного, в том числе мирового, внимания. Они должны решаться с помощью права в интересах обеспечения продовольственной безопасности страны, развития ее агропромышленного комплекса, соблюдения экологических и иных прав граждан, в том числе на жизнь, на здоровье, на благоприятную окружающую среду (ст. 20, 41, 42 Конституции). Уместно также привести положение ч. 2 ст. 21 Конституции о том, что никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Дальнейшее развитие научно-технического прогресса актуализирует проблемы соблюдения законодательных требований к обеспечению естественного биоразнообразия либо к его безопасному изменению в интересах человека.