Особенности заключения и исполнения внешнеэкономических сделок в сфере сельского хозяйства
В настоящее время развитие внешнеэкономических связей между различными государствами выходит на новый уровень. Наблюдается активное сотрудничество субъектов предпринимательской деятельности разных стран по осуществлению внешнеэкономической деятельности, в том числе в области сельского хозяйства.
Внешнеэкономическая деятельность играет важную роль в развитии и устойчивом функционировании любого государства. Она закладывает основы политической стабильности в государстве, а также определяет основные направления развития внутреннего рынка товаров и услуг. При помощи внешнеэкономической деятельности отечественные производители имеют возможность расширить рынок сбыта, получают доступ к новейшим технологиям, позволяющим снизить себестоимость продукции и повысить ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.
Согласно Федеральному закону от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ "Об экспортном контроле" внешнеэкономическая деятельность – это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них). Из приведенного определения следует, что ОГЛАВЛЕНИЕ внешнеэкономической деятельности не ограничивается внешней торговлей и включает в себя различные направления международного сотрудничества.
В силу конституционных положений основные направления и принципы внешнеэкономической деятельности определяют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" Президент РФ определяет основные направления торговой политики РФ, устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях.
Правительство РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества; в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности.
На основании ст. 13 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" Правительство РФ, среди прочего, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение; применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации; в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок.
Применительно к государственному регулированию внешнеэкономической деятельности интерес представляют также полномочия отдельных федеральных органов исполнительной власти.
Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России) реализует функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования. Минпромторг России разрабатывает предложения, касающиеся торговой политики Российской Федерации, государственного регулирования внешнеторговой деятельности, заключения международных торговых договоров и иных договоров РФ в области внешнеэкономических связей.
Министерство экономического развития РФ осуществляет функции по таможенно-тарифному регулированию и функции по обеспечению членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации, в том числе связанные с координацией работы федеральных органов исполнительной власти по вопросам экономической политики.
В сфере организации внешней торговли сельскохозяйственными товарами значимую роль играет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Согласно постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" на данный орган возложены функции по выдаче ветеринарных, карантинных, фитосанитарных и иных разрешений (сертификатов) и свидетельств на поднадзорные грузы при их перевозках, разрешений (включая введение и отмену ограничений) на ввоз в Российскую Федерацию и на вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории поднадзорных грузов; организации и осуществлению надзора на государственной границе РФ, а также на транспорте в закрепленной сфере деятельности; представлению в установленном порядке интересов Российской Федерации в международных организациях и во взаимоотношениях с иностранными государствами по вопросам обеспечения здоровья животных, безопасности сырья и продукции животного происхождения и кормов для животных.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности сопровождается предъявлением к ее участникам требований в части соблюдения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Органами, осуществляющими валютное регулирование и валютный контроль, выступают Правительство РФ, Банк России, а также агенты валютного контроля (банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, "Внешэкономбанк", таможенные органы и налоговые органы).
Помимо норм национального законодательства и международных обычаев, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, определяющую роль в ее регламентации играют международные соглашения (конвенции, договоры). Международные соглашения могут быть двусторонними и многосторонними, региональными и универсальными. К двусторонним соглашениям относятся Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь 1995 г. о таможенном союзе. В качестве примера региональных международных соглашений можно привести Соглашение стран СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г., Соглашение стран СНГ об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников СНГ 1992 г., а также подписанные между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства 2010 г., Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции 2010 г.
Многосторонним международным соглашением универсального характера является Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., число участников которой, наряду с Российской Федерацией, насчитывает более 70 государств из различных частей земного шара.
Развитие международных соглашений обязано деятельности международных организаций, среди которых можно выделить Всемирную торговую организацию (ВТО), Таможенный союз, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Продовольственную и сельскохозяйственную организацию ООН (ФАО), Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС) и др.
Участие Российской Федерации в международных организациях, международных соглашениях, межправительственных комиссиях по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству обеспечивает российским предпринимателям защиту прав и законных интересов в процессе деятельности на иностранных рынках.
Центральную позицию во внешнеэкономической деятельности занимают отношения в области внешней торговли. В Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" раскрывается понятие внешнеторговой деятельности как деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
Внешнеторговая деятельность осуществляется ее участниками посредством заключения и исполнения внешнеэкономических сделок. Легального определения понятия "внешнеэкономическая сделка" в законодательстве РФ не содержится. В научной литературе под внешнеэкономическими сделками принято понимать совершаемые входе осуществления предпринимательской деятельности договоры между лицами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах [1]. Как видно, данное определение содержит два признака внешнеэкономической сделки: предпринимательский характер деятельности сторон договора, а также факт нахождения коммерческих предприятий в разных государствах.
В российской доктрине отсутствует терминологическое единство и наряду с понятием "внешнеэкономическая сделка" широко используются близкие по смыслу понятия "международный коммерческий контракт", "международная коммерческая сделка", "внешнеторговая сделка" и т.д.
В области сельского хозяйства наибольшее распространение получили договоры международной купли-продажи сельскохозяйственных товаров, предметом которых являются продукты растениеводства и животноводства (племенная продукция (материал), продукты питания, семена, органические удобрения, растительные корма и т.д.), а также сельхозтехника и технологическое оборудование.
В соответствии со ст. 1 Венская конвенция применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах: когда эти государства являются Договаривающимися Государствами; или когда, согласно нормам международного частного права, применимо право Договаривающегося Государства.
Наряду с Венской конвенцией к договорным отношениям в области международной купли-продажи с участием российских лиц могут также применяться Конвенция ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах 2005 г., Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2010 г. (далее – Принципы УНИДРУА). Последний из названных документов имеет определенную специфику, обусловленную тем, что Принципы не являются обязательным документом и в основном подлежат применению при согласии сторон. 1
По общему правилу договор считается заключенным, если между сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Венская конвенция допускает заключение договоров международной купли-продажи товаров как в письменной, так и в устной форме. Возможность заключения договора посредством электронных сообщений предоставлена Конвенцией ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах.
Участникам внешнеэкономической деятельности необходимо учитывать, что Российская Федерация как правопреемник СССР при присоединении к Венской конвенции установила недопустимость заключения (исполнения) договора международной купли-продажи в устной форме. На деле это означает обязанность сторон договора, одна из которых имеет свое коммерческое предприятие на территории России, оформлять в письменной форме договор купли-продажи, его изменение или прекращение соглашением сторон либо оферту, акцепт или любое иное выражение намерения.
Что касается существенных условий договора международной купли-продажи товаров, то Венская конвенция требует в оферте (предложении заключить договор) обозначить товар и прямо или косвенно установить количество и цену либо предусмотреть порядок их определения (ст. 14). Цена не является существенным условием договора международной купли-продажи и при ее отсутствии в тексте договора будет определяться исходя из обычной цены, которая взималась за аналогичные товары, продававшиеся при сравнимых обстоятельствах в соответствующей области торговли (ст. 55).
В договоре международной купли-продажи товаров должны быть обозначены следующие условия: дата и место подписания, наименования продавца и покупателя, предмет договора и количество товара, срок и порядок поставки, цена и порядок расчетов, условия приемки товара по качеству и количеству, форс-мажорные обстоятельства, гарантии качества товара (объем и период), ответственность сторон, порядок рассмотрения споров и определения применимого права, прочие условия сделки, адреса и подписи сторон, а также другие условия, учитывающие особенности будущих договорных отношений (страхование, техническое обслуживание и т.д.).
При заключении договора международной купли-продажи сельскохозяйственных товаров стороны должны иметь в виду, что Венская конвенция не регулирует вопросы взыскания неустойки (штрафы, пени). Стороны должны подробно оговорить порядок (основания) взыскания и размер неустойки, основания освобождения от ее уплаты.
В процессе заключения внешнеэкономических договоров по поставке сельскохозяйственной продукции или сельхозтехники оговариваются базисные условия поставки (обязанности по доставке товара покупателю, его страхованию, погрузке, разгрузке, выполнению таможенных формальностей, распределению расходов по транспортировке и сопутствующим услугам и др.).
При определении базисных условий поставки во внешнеэкономических договорах широко применяются Международные правила толкования торговых терминов "Инкотермс", разработанные Международной торговой палатой и действующие в редакции 2010 г. Международные правила "Инкотермс" по своей сути являются международным торговым обычаем и направлены на обеспечение единообразного толкования понятий и терминов, наиболее часто применяемых в международной торговле.
В Инкотремс-2010 предусмотрено 11 терминов, определяющих базисные условия поставки: EXW (франко-завод), FCA (франко-перевозчик), СРТ (перевозка оплачена до), CIP (перевозка и страхование оплачены до), DAT (поставка на терминале), DAP (поставка в место назначения), DDP (поставка с оплатой пошлины), FAS (свободно вдоль борта судна), FOB (свободно на борту судна), CFR (стоимость и фрахт), CIF (стоимость, страхование и фрахт).
Заключение и исполнение внешнеторговых контрактов сопровождается значительными рисками привлечения к административной ответственности за нарушение действующего в России валютного и таможенного законодательства. В связи с этим в процессе заключения внешнеторговых контрактов необходимо исходить из того, чтобы его условия обеспечивали возможность соблюдения названного законодательства.
Целесообразным будет указать во внешнеторговом договоре конкретную цель приобретения сельскохозяйственной продукции, а также предусмотреть соответствие ввозимого товара требованиям государственных стандартов, санитарных норм и правил, действующих на территории России. В связи с этим интересным представляется постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 октября 2011 г. по делу № А56-34735/201 Ов. В процессе исполнения внешнеэкономической сделки на территорию России был поставлен товар – мак голубой пищевой продовольственный. Однако покупатель – российская сторона – не смог принять товар, поскольку тот по прибытию в порт Санкт-Петербурга был помещен под таможенный режим без права выпуска на территорию России. Причиной стало несоответствие мака обязательным нормативным требованиям
Российской Федерации по показателям качества и безопасности, а именно превышение уровня кадмия в пищевом маке. Российская компания в судебном порядке предъявила требования о расторжении договора, взыскании предварительной оплаты в связи с существенным нарушением продавцом требований к качеству товара.
В процессе судебного разбирательства иностранная компания ссылалась на надлежащее исполнение договора, гак как требования к уровню кадмия в пищевом маке в стране продавца не ограничиваются максимальными показателями, в договоре отсутствовали специальные требования к качеству товара и сведения о необходимости использования мака в продовольственных целях на территории России.
С момента заключения договора международной купли-продажи товара (18 августа 2009 г.) до вступления решения арбитражного суда об удовлетворении требований российской компании в законную силу (7 июня 2011 г.) прошло почти два года, что, несомненно, привело к финансовым потерям, в том числе в виде судебных расходов. Возможно, такой ситуации удалось бы избежать, предусмотрев во внешнеторговом договоре специальные требования к качеству товара с учетом российского законодательства.
Наряду с договором международной купли-продажи сельскохозяйственных товаров участники внешнеэкономической деятельности часто используют договор международного финансового лизинга. Развитие лизинговых отношений положительно сказывается на модернизации агропромышленного комплекса Российской Федерации. Предметом договора международного финансового лизинга выступает иностранная сельхозтехника, высокопродуктивный племенной скот, оборудование для животноводческих комплексов и т.д.
Договорные отношения в сфере международного финансового лизинга регулируются как Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г., так и российским законодательством. Для России указанная Конвенция вступила в силу с 1 января 1999 г. Согласно ст. 1 указанной Конвенции в сделке финансового лизинга одна сторона (арендодатель) заключает по спецификации другой стороны (арендатора) договор (договор поставки) с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым арендодатель приобретает комплектное оборудование, средства производства ши иное оборудование (оборудование) на условиях, одобренных арендатором в той мере, в которой они затрагивают его интересы. Между арендодателем и арендатором заключается договор лизинга, но которому последнему предоставляется право пользования оборудованием взамен на выплату периодических платежей.
Конвенцией определено, что сделка финансового лизинга включает в себя следующие характеристики: арендатор определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь в первую очередь на опыт и суждение арендодателя; а периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, рассчитываются, в частности, с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования.
Из приведенных положений Конвенции УНИДРУА видно, что в договоре финансового лизинга принимают участие арендодатель (лизингодатель), арендатор (лизингополучатель) и поставщик. В качестве лизингодателей обычно выступают банки и лизинговые компании.
В сферу применения Конвенции входят отношения арендодателя и арендатора при их нахождении в разных государствах (п. 1 ст. 3).
В ст. 7 Конвенции закреплено важное положение, защищающее вещные права арендодателя на предмет лизинга от требований кредиторов в случае банкротства арендатора. Данная специфика договора лизинга обеспечивает дополнительные гарантии лизингодателю и способствует распространению данного договора в коммерческом обороте.
В российском законодательстве лизинговые отношения регламентируются § 6 гл. 34 ГК РФ, Федеральным законом от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)". При этом ст. 7 указанного Закона закрепляет две формы лизинга: внутренний и международный. При международном лизинге лизингодатель или лизингополучатель являются нерезидентами РФ.
С целью исключения риска признания договора финансового лизинга незаключенным сторонам следует оговаривать следующие существенные условия договора: предмет лизинга, условие о конкретном продавце предмета лизинга, условие о сроке лизинга, условие о размере периодических платежей.
В процессе заключения договоров международной купли-продажи сельскохозяйственных товаров, финансового лизинга и иных внешнеэкономических сделок внешнеэкономического договора особой проработки требует оформление пророгационного соглашения или арбитражной оговорки. В пророгационном соглашении стороны оговаривают подсудность гражданско-правового спора конкретному суду. Арбитражная оговорка представляет собой соглашение, в котором стороны договариваются о передаче в арбитраж (негосударственный суд) всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между ними.
Говоря о мотивации сторон к заключению соглашений о разрешении споров в негосударственных судах (третейских судах), стоит отметить сравнительно небольшие сроки рассмотрения спора по существу, компетентность арбитров и конфиденциальность. В качестве примера третейского суда можно привести Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ.
Таким образом, юридическое оформление договоренностей об определении подсудности будущих споров является важной составной частью договорной работы и требует особого подхода и тщательной проработки.