Особенности взаимосвязи политической философии и социологии на этапе их формирования
В гл. 4 более или менее подробно затрагивался вопрос о том, что целый ряд ученых, считающихся основателями той или иной социальной и гуманитарной дисциплины, выступали одновременно как философы, политологи, социологи с добавлением прилагательного "политический". Здесь ограничимся напоминанием о том, что Р. Арон считал Ш. Л. Монтескьё не только философом, но и социологом. Показательно, что Э. Дюркгейм читал специальные курсы о Монтескьё и Руссо как предшественниках социологии.
Один из крупных социологов XIX в. Г. Спенсер в своих трудах "Основные начала", "Основания социологии", "Основания психологии" стремился создать систему "синтетической философии" и разработал идеи органической и эволюционной социологии. Его версию органической теории можно относить одинаково как к философии, так и социологии.
Взаимосвязь философии и социологии обнаруживается в социал-дарвинизме. Один из его представителей Л. Гумплович считал предметом социологии социальные группы, а непрерывную и беспощадную борьбу между ними – главной движущей силой общественной жизни. Он один из разработчиков теории, согласно которой насилие являлось ключевым фактором возникновения государства и власти. По его мнению, первоначально особо важную роль в процессе их возникновения сыграла борьба между разного рода ордами, разделенными расово-этническими признаками. С возникновением государства борьба между ордами уступила место борьбе между сословиями, классами, а также между государствами.
Его основные труды "Расовая борьба" (1883), "Социология и политика" (1895), "Основы социологии" (1899), "Социологические очерки" (1899). В работе "Расовая борьба" Гумплович ввел понятие "этноцентризм", впоследствии разрабатывавшееся У. Самнером и вошедшее в понятийный аппарат социологии.
Социология религии, основателями которой являются М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Э. Трельч, стала формироваться, начиная с середины XIX в., на пересечении социологии, религиоведения и философии. Все они тесно связаны с развитием социальной философии, философии истории, истории, этнологии, культур-антропологии. К примеру, в работах М. Вебера на эту тему, прежде всего в труде "Протестантизм и дух капитализма", весьма трудно определить, где кончается социология и начинается философия или наоборот.
М. Веберу, считающемуся одним из отцов-основателей теоретической социологии, принадлежат труды, которых в равной мере можно причислить к политической философии, социологии, политической науке, политэкономии, религиоведению. К их числу принадлежат "Протестантская этика и дух капитализма", "Хозяйственная этика мировых религий", "Хозяйство и общество", "Социология религии", "Критические исследования в области логики наук о культуре", "О некоторых категориях понимающей социологии", "Основные социологические понятия", "Политика как призвание и профессия".
По мнению М. Вебера, социальная философия, которую он отождествлял с теоретической социологией, призвана изучать прежде всего поведение и деятельность людей. Общество понимается им как арена взаимодействие личностей и социальных групп на основе согласования их интересов, языка, религии, морали. Именно в этом русле он создал свою теорию социального действия. По Веберу, социальная философия призвана исследовать взаимоотношения всех сфер человеческой деятельности – экономической, правовой, нравственной, религиозной.
Социолог же должен разобраться не только в содержании, но и в мотивах действий людей, основанных на тех или иных духовных ценностях. Поэтому важно понять суть духовного мира субъектов социального действия. Соответственно, у Вебера социология и названа понимающей. Его концепция построена на проведении различий между понятиями "объяснение" (Erklaren) и "понимание" (Verstehen). Естественные науки Вебер считает преимущественно объясняющими, науки о культуре – преимущественно понимающими. Главный социологический труд Вебера "Экономика и общество" имеет подзаголовок "Основы понимающей социологии". Главное место в нем отводится осмыслению, пониманию субъективных мотивов, установок, намерений, целей действующих в обществе индивидов.
Исследуя духовный мир субъектов социального действия, Вебер не мог обойти вопрос о ценностях. Признавая их присутствие в построениях исследователя, он имел собственное понимание ценностей. В отличие от Г. Риккерта и других неокантианцев, которые трактовали их как надысторические и вечные феномены, Вебер рассматривал ценность как "установку той или иной исторической эпохи", т.е. как феномен исторический, имеющий земную, социально-историческую природу.
Особо важное место в социальной философии Вебера занимает концепция идеальных типов. Под идеальным типом он имел в виду некую абстрактную идеальную модель общества, наиболее адекватно соответствующую интересам человека. Это – мыслительная конструкция, создаваемая исследователем и не отражающая реальное положение вещей. "Реальное поведение, – писал он, – чрезвычайно редко... и только приближенно соответствует конструкции идеального типа"[1]. Именно в силу предельного обобщения реального явления такая конструкция позволяет постигать его значимый для людей социальный смысл.
Идеальными типами могут стать моральные, политические, религиозные и другие ценности, а также вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы поведения, традиции. В этом качестве идеальные типы выступают как своеобразные ориентиры и критерии, на основе которых можно внести необходимые изменения в духовную, политическую и социальную жизнь людей. В этом отношении они являются социально значимыми явлениями, поскольку способствуют внесению целесообразности в умонастроения и поведение людей.
В качестве примера идеального типа можно привести понятие homo economicus – "экономический человек". В действительности нет "экономического человека" как такового, отличного от человека социологического или человека политического, но экономические дисциплины или социология – в целях анализа – создают соответствующий "идеальный тип".
В своих работах по социологии религии М. Вебера интересовал прежде всего вопрос: чем объясняется тот факт, что определенные проявления духа и культуры, такие как рациональность, модернизация, легитимность, впервые пробили себе дорогу в странах Запада? Ответ на него и дается в знаменитом труде "Протестантская этика и дух капитализма".
С учетом этих рассуждений можно согласиться с К. Ясперсом, который по поводу смерти выдающегося ученого в 1920 г. говорил: "Многие из нас считали Макса Вебера философом. Величие этого человека не позволяет притязать на него отдельной профессии или отдельной науке"[2].
Эти аргументы служат убедительным доказательством того, что Вебер выступал в одном лице как политолог, политический философ и социологический теоретик.