Особенности возникновения журналистики в различных странах и регионах

Мир многолик. Каждый народ за века своего развития выработал свою идеологию, культуру, создал общество и по праву гордится своей историей, вкладом в мировую историю в целом. В последние годы большое внимание уделяется изучению истории цивилизаций. Понятие "цивилизация" включает в себя "все культурные достижения народов, создавших свое общество и его идеологию, государство и систему управления. В центре цивилизационно-исторического подхода оказывается "рядовой субъект" истории — человек. Но антропологический аспект этим не заканчивается. Воспроизводство и развитие человека невозможно вне культуры как системы внутренних регулятивов и нормативов, освоения их индивидом и превращения в свойства и достижения личности, которая, реализуя себя, творит общественное целое".

Большую роль в развитии средств массовой информации играла письменность — совокупность письменных средств общения, включающих понятия графики, алфавита и орфографии какого-либо языка или группы языков, объединенных одной системой письма или одним алфавитом. Письмо — это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять ее во времени.

Первоначально использовались примитивные виды письма, например пиктограммы. Собственно письмо появилось в раннеклассовом обществе в связи с усложнением хозяйственной жизни. Существует четыре основных типа письма:

— идеографический;

- словесно-слоговой (логографическо-силлабический);

— собственно силлабический;

— буквенно-звуковой (алфавитный).

Изучение истории журналистики (точнее, протожурналистики) мы начнем с Европы, отдавая дань уважения прародителю европейской цивилизации античному миру. Здесь между XVI и XIV вв. до н.э. возникло утерянное письмо, служившее совсем не тем целям, к которым мы привыкли. Устному слову придавалось особо важное значение; появлялись начатки общественных собраний, предшественников полисной коммуникации.

Не только события и важные явления в жизни общества привлекали пишущую и читающую публику. Необходимо было распространение новостей и важных сведений о текущей жизни.

Возникновение рукописной "литературы купцов", которая является предшественницей журналистики Италии, неразрывно связано с Флоренцией. Сочинения писателей — торговых людей отличались как от "нотариальных" книг, так и от произведений профессиональных писателей. Типичный образец такого торгово-литературного жанра — "рикорданци" ("воспоминания"). Наиболее известным представителем этого жанра является крупный торговец шерстяными тканями Лапо ди Джованни Никколини. Плодом его труда является книга, в которой наряду с наиболее значительными фактами своей коммерческой деятельности он сообщил разнообразные сведения о своей семье, представленные на фоне общественно-политической жизни Флоренции. Эти воспоминания имеют силу документальных свидетельств об эпохе.

Помимо Никколини во Флоренции были и другие авторы. Джованни ди Морелли, выступая одновременно и как хроникер, и как моралист, сообщает различные сведения о жизни Флоренции 1374—1410 гг. и попутно высказывает различные соображения морально-педагогического характера. Бонаккорсо Питти, "Воспоминания" которого, охватывающие целых 22 года (1374—1396), именуются учеными "хроникой" ("кроника"), где автор видит мир и собственные предприятия в строгой хронологической последовательности. Исключительный интерес вызывают "хроники" Дино Компани и Джованни Виллани. "Первый из них оставил блестящее и страстное свидетельство о политической борьбе, происходившей во Флоренции Данте. Второй снабжает нас сведениями огромной политической, экономической и социальной ценности о своем времени. Большая историко-познавательная ценность его "хроник" признана современниками Виллани".

В Италии при отсутствии единого национального централизованного государства сложились и окрепли многочисленные города-государства, в большинстве своем обладавшие необходимой совокупностью благоприятных для зарождения рукописной журналистики условий. Мощным стимулятором и ускорителем для этого явилось итальянское Возрождение, расцвет которого во всех важнейших областях приходится на XV в. Однако более точное время возникновения в Италии рукописных листков новостей неизвестно, и по ряду признаков оно может быть приурочено к значительно более ранней поре. Именно в эпоху Возрождения в Италии появились профессионально специализировавшиеся в коммуникационно-новостной области люди, известные в Риме как "менанти" ("переписчики"), в Венеции — как "гаццетанти" ("газетчики"), в других итальянских городах-государствах — как "коррьери" ("гонцы"), которые распространяли путем продажи написанные ими от руки листки новостей. Венеция и Генуя, а также Рим стали крупнейшими в Италии, если не во всей Европе, центрами новостей. Причем Венеция в этом отношении не имела себе равных. Даже само название "гаццетта", по-видимому, связано с обиходным наименованием мелкой венецианской монеты, которой расплачивались за рукописный листок новостей либо за допуск в группу слушателей чтения такого листка.

Венеция была сосредоточением различных интересов и многообразнейшей информации, которая поступала сюда благодаря донесениям послов и консулов, сообщениям капитанов кораблей и купцов. Что важно для возникновения журналистики, новости доставлялись и распространялись благодаря реляциям агентов-информаторов, профессиональных охотников за новостями, гонцов, "курьеров", в высокой степени информированных людей, которые действовали от имени княжеских дворов, крупных сановников, университетов, монастырей, купеческих гильдий, ремесленных цехов. Профессионалов новостей в Венеции называли по-разному: "менанти", "повел лапти", "раппортисти", "гаццетанти", "скриттори д'аввизи". Их информация попадала в руки профессиональных торговцев новостями и их оперативных поставщиков. Они-то и делали предметом гласности различные известия, могущие вызвать хоть какой-либо общественный интерес: расписания движения судов и дилижансов, метеорологические сведения, сообщения об эпидемиях, войнах, значительных политических событиях.

Одной из особенностей первых итальянских листков новостей было то, что они часто содержали лишь одну какую-либо детально изложенную новость (описание рыцарского турнира, открытие Америки Колумбом, взятие турками генуэзской колонии Каффы в Крыму и т.д.). Некоторые из этих листков отступали от прозаического текста и излагали факты в форме песен и баллад (например, описание рыцарского турнира в стихах, 1470). Среди рукописных газет в Италии распространился формат ипоктаво, иначе говоря, формат тетради. Причем текст часто сопровождался иллюстрациями, особенно в виде орнаментов.

Печатная новость и новость рукописная сосуществовали параллельно в течение всего XVII в. и даже позже. Когда крайняя тирания разрешала появляться в печатных изданиях одним лишь бесцветным и тенденциозным новостям, возникали новые и новые рукописные газеты, продаваясь "из-под полы" и пользуясь неизменным спросом, так как сообщали правду, которую их печатные соперницы должны были замалчивать. Историки отмечают, что итальянские рукописные листки новостей были подлинным товаром, причем весьма прибыльным.

В основе всех названий средневековых рукописных публикаций, а также различных форм обнародования новостей, сообщений, мнений и т.п. ("фолья д'аввизи" — "листок новостей", "леттере д'аввизи" — "литература новостей", "новелла" — "новость", "реляционе" — "реляция", "фолья воланте" -"летучий листок новостей", "фолья а мано" — "рукописный листок" и др.) лежит понятие новости в рукописной форме. Эти листки, независимо от их объема, формы и места издания, были непериодическими. Авторы первых рукописных "фольи", как, впрочем, и точные даты их публикации, неизвестны. Назначение "аввизи" не исчерпывалось функцией сообщения новости. Во-первых, это было средство информирования, или информационное средство; во-вторых — орган мысли, средство выражения мнения. Сообщение, новость соседствовали в них с комментарием, неотделимым от оценки, критического суждения, мнения, собственно говоря — публицистики.

Эти рукописные газеты публиковали по преимуществу разнообразные заметки на политические и экономические темы из разных стран Европы и различные информационные сообщения о важнейших сторонах жизни Италии. Религия, торговля, политика — темы их выступлений.

Предназначенные для узкого круга читателей, составлявших их тогдашнюю весьма ограниченную аудиторию: торговцев, чиновников, дипломатов, придворных, они нередко имели официозный характер. Известно, к примеру, что на заседаниях сената г. Лукка местные "аввизи" традиционно зачитывались вслух перед началом заседаний; более того, чтобы уберечь сенаторов от фальсификаторов, закон не разрешал им знакомиться с ОГЛАВЛЕНИЕм "аввизи", полученных из частных рук.

В XVI в. появились первые рукописные издания журнального типа, которые можно отнести к прямым предшественникам журнальной периодики. Так, в 1545 г. итальянский натуралист Коррадо Джесспер после посещения Венеции, где он познакомился с редкостными рукописными книгами, основал в Цюрихе знаменитую публикацию "Библиотека универсале", в которой большое место отвел литературно-критическому материалу в виде систематизированной описи документов, носившей реферативный характер.

Как и в других западноевропейских странах, во Франции книга предшествовала газете, рукописная новость -печатной, непериодическая — периодической.

В средневековой Франции практически вся официально-деловая сфера и религиозная литература писались, а позже печатались на латыни. Французский язык (который еще называли "романским" и "вульгарным") и его диалекты использовались для живого общения, как в светском обществе, так и среди простонародья. Первые же переводы исторических хроник с латыни датируются концом XIV в.

Появление светской средневековой хроники связано с творчеством таких авторов, как Жоффруа де Вильардуэн, Жан де Жуэнвиль и Жан Фруассар. Первые два были представителями рыцарского сословия и не владели латынью. Они описывали главным образом события, свидетелями которых они стали, что придавало их произведениям динамику и самобытность. В их хрониках подробно описаны крестовые походы, в которых принимала участие Франция, например, Вилардуэн рассказал о четвертом из них, который завершился взятием Константинополя ("Завоевание Константинополя"). Жану де Жуэнвилю, который являлся советником Людовика IX, удалось воссоздать картину феодального мира XIV в., а исторические хроники Жана Фруассара проливают свет на историю Франции в период с 1325 по 1400 г. Несомненно, одним из главных достоинств светской исторической хроники стала ее документальность.

С развитием городской культуры светская литература получала все большее распространение. Первые произведения на северофранцузском и провансальском диалектах появились уже в XI—XII вв. и были связаны с творчеством лирических поэтов, которых в Северной Франции называли труверами, а в южных провинциях — трубадурами. Первоначально все произведения, которые создавались на французском, или романском, языке, назывались романами, однако позже слово "роман" начинает использоваться для обозначения нового литературного жанра.

Эпоха Возрождения оказала мощное влияние на развитие общественной жизни Франции, а подъем в сфере светской литературы создал предпосылки для возникновения публицистики в современном смысле этого слова. Технический прогресс, развитие промышленности и торговли, великие географические открытия, возросшая интенсивность коммуникации и конкурентность между крупными европейскими державами, прорыв третьего сословия (буржуазии) в общественно-политическую жизнь привели к возникновению необходимости в гласной массовой информации. С XV в. возникли новые условия, в которых взаимосвязь целого ряда факторов, в том числе политических, экономических, социальных, культурных и религиозных, привела к повышению интереса и необходимости в получении актуальной информации. Сначала эту потребность удовлетворяли католические церкви и монастыри, затем монополию на информацию получили университеты, а после возникновения первых почтовых станций в XII—XIII вв. во Франции именно они стали заниматься обменом новостями. И если сначала подобный обмен носил характер частной корреспонденции, то позже возникла так называемая профессия гонцов или почтовых курьеров, которые распространяли известия от католической церкви, королевского двора, купеческих гильдий и т.д.

По мере того как европейские государства развивались в политическом, правовом, экономическом и культурном отношении и внешнеполитическая коммуникация становилась интенсивнее, возникла необходимость сделать информационный обмен более оперативным и поставить его на регулярную основу. В условиях непрекращающихся крестьянских восстаний и религиозных войн, когда простонародье играло важную роль в общественно-политической жизни страны, необходимо было изобрести такое средство информирования, которое в доступном виде доносило бы актуальную событийную информацию до широких слоев населения. Таким образом, в XV в. возникли так называемые листки новостей ("нувель") или летучие листки ("фёй волант"), которые считаются прямыми предшественниками периодических изданий во Франции. Они выходили как на французском языке, так и на латыни, как правило, не обладали регулярной периодичностью, однако установлено, что в годы царствования Франциска I (1515—1547) было выпущено 232 рукописных листка новостей, а в годы правления Генриха II (1547—1555) -69. Большинство из них освещало религиозные войны и жизнь королевского двора.

Новый виток в развитии журналистики Франции начался после появления на территории страны первого печатного станка в 1470 г. Через шесть лет после этого в одной из типографий Парижа некий Паскье Боном напечатал "Большие французские хроники" в трех томах. К началу XVI в. в Париже существовало около 15 типографий, причем самые крупные специализировались на публикации "серьезной литературы", к которой относились античные сочинения, научные и религиозные трактаты, а в средних и небольших типографиях обычно печатали произведения народного творчества на французском языке, в том числе рыцарские романы, стихи и сказки. Появление книгопечатания привело к стихийному распространению книжной продукции, королевский двор увидел в этом угрозу. Чтобы поставить процесс под контроль, король Франции наделил Парижский университет особыми цензорскими полномочиями, и уже в 1275 г. Сорбонна обязала всех книготорговцев приносить присягу об обязательном обозначении автора и стоимости книги перед совершением ее продажи.

Следующим шагом в истории французской журналистики стало появление первых печатных "хронологий" в XVI в. По сути, они представляли собой сборники новостей. Пальма де Кайе стал одним из первых авторов, опубликовавших сначала "Девятилетнюю хронологию" (1589— 1598), а затем и "Семилетнюю хронологию" (1598—1604), па базе которых в 1611 г. был создан первый сборник новостей, выходивших регулярно и периодически. Им стал ежегодник "Меркюр франсе" ("Французский вестник"), который несмотря на то, что не является изданием газетного или журнального типа, все же считается первым периодическим изданием Франции.

Вслед за этим ежегодником появился еще один тип регулярных периодических изданий — альманахи, предшественником которых считается отпечатанный календарь. Они обладали энциклопедической тематикой и размещали практическую информацию сезонного характера, которая могла заинтересовать широкие слои населения Франции. Первый альманах в Париже появился в 1491 г. и содержал информацию о религиозных праздниках, молитвы, астрологические сведения, советы по медицине и фармацевтике и т.д. Вслед за ним были созданы альманахи-ежегодники "Аннюэр оффисьель" ("Официальный ежегодник"), "Альманак де Пари" ("Альманах Парижа") и т.д. Как правило, их тираж не превышал 500 экз., и вплоть до 1700 г. в Париже вышло около 50 подобных изданий.

В XVI—XVII вв. власть в лице французских королей большее внимание обращала на религиозные тексты, нежели на политические, что обусловлено двумя причинами. Во-первых, религиозная литература составляла две трети всей печатной продукции, а во-вторых, королевский двор пытался помешать распространению на территории Франции опасных религиозно-реформаторских учений. Возникла так называемая цензурная инквизиция, контролировавшая практически всю рукописную и печатную продукцию. В 1521 г. король установил запрет на публикацию и распространение Священного Писания, не получив на это разрешение Сорбонны. Затем было запрещено печатать без предварительного разрешения любые тексты, каким-либо образом затрагивающие Священное Писание. Более того, в 1563 и 1571 гг. были приняты королевские декреты, согласно которым наказанию подвергались не только авторы недозволенных сочинений, но даже печатники, книготорговцы и покупатели. Первый же цензурный комитет в истории журналистики Франции был создан Людовиком XIII в 1613 г.

В 1605 г. возникло первое периодическое издание, называемое газетой — "Газетт франсэз" ("Французская газета"), созданное историком Марселленом Алларом и повествовавшее о событиях, свидетелем которых он был. По тематике и жанру газета напоминала исторические сборники, однако в ней не соблюдалась четкая хронология и поэтому она не обладала таким важным качеством, как документальность. Еще одним типом издания газетного типа стали так называемые газеты в стихах, основоположником которых считается поэт из Нормандии Жан .'lope. В 1650 г. он официально начал издавать для весьма узкого круга "Ла газетт бурлеск" ("Шутовскую газету"), в стихотворной форме повествующую о жизни королевского двора.

Журналистике Германии характерна преемственность общеевропейских традиций, что, помимо прочего, объясняется и общностью исторических судеб европейских народов. Интересным с точки зрения истории журналистики являлось такое политико-географическое явление, как Священная Римская империя, просуществовавшая с 962 по 1806 г. (с конца XV в. она именовалась "Священная Римская империя германской нации").

Напомним, что Священная Римская империя была основана королем Оттоном I, подчинившим Северную и Среднюю Италию (с Римом), а также Чехию, Бургундию, Нидерланды, швейцарские земли и т.д. Императоры вели агрессивную политику, особенно на юге и востоке, и даже в XI—XIII вв. боролись с папами за инвеституру, за Италию. Постепенно власть императоров стала номинальной. Италия была утеряна уже в середине XIII в.; Германия, занимавшая господствующее положение в империи, распалась на независимые территориальные княжества. Вестфальский мир 1648 г. закрепил превращение Священной Римской империи германской нации в конгломерат независимых государств, а наполеоновские войны окончательно ее развалили. Вместе с тем следует отметить, что именно в X—XVII вв. сложились термины, впоследствии ставшие привычными при определении печатной периодики: "газета", "авизо", "ново", "пагель", "цайтунг" и т.д. Так, в кельнском торговом регионе слово "газета" в значениях "сообщение о каком-либо событии, новость" употреблялось уже с 1300 г.

Одним из родоначальников германской журналистики по праву считается банкир и ростовщик Якоб Фуггер, живший во второй половине XV в. Писаные газеты Фуггера выходили с 1520 г. вплоть до Тридцатилетней войны 1618—1648 гг.; некоторые из них даже заказывались и копировались. В Венской национальной библиотеке хранится 27 томов "фуггер-газет" о событиях между 1568 и 1604 гг. Во многих землях Германии распространение подобных газет было запрещено законом. Существовали также кайзеровские

"Ординаре пост" — газеты-однодневки, содержавшие дипломатическую и политическую информацию.

Германия сыграла значительную роль в развитии и распространении печати. Именно здесь житель Майнца Иоганн Гутенберг изобрел типографский станок. Считается, что первой книгой, напечатанной на нем, была латинская Библия. Печатный станок Гутенберга сделал книгу недорогой, легкой в изготовлении, доступной и подготовил почву для производства массовых газет. Для возникновения журналистики и первых печатных изданий в Германии имелись следующие предпосылки:

— создание писем-газет с их последующим тиражированием;

- изобретение печатного станка и последовавшее за ним распространение печатных изданий, а затем появление в 1571 г. в Аугсбурге бюро газетных корреспондентов;

— возникновение почты и создание необходимой для распространения прессы сети коммуникаций;

— бурное развитие книготорговли и др.

Началась дифференциация прессы — сначала на газеты, журналы и альманахи, а затем уже по тематическому и иным признакам.

Традиционно мы рассматриваем историю с позиций евроцентризма. Но не стоит забывать, что многие народы других континентов ранее обладали более высокой культурой, чем европейцы. У древних египтян (а это Африка), китайцев и шумеров (Азия), индейцев Америки имелась своя письменность и государственность. Интригами, а чаще силой оружия, европейцы распространили свое влияние на все континенты, привнесли свои понятия культуры, цивилизации и демократии. Как бы то ни было, развитие СМИ мы рассматриваем с точки зрения современных технологий, зачастую не учитывая традиционные способы распространения информации (базары, молва, соревнования певцов и поэтов и т.п.).

Напомним, что Африка — второй по величине материк после Евразии. Ее омывают Средиземное и Красное моря, Индийский и Атлантический океаны. Узкий (120 км) Суэцкий перешеек, прорезанный одноименным каналом, соединяет ее с Азией. От Европы Африка отделена также достаточно узким Гибралтарским проливом. История "черного континента" изучена очень неравномерно. В то время как история стран Северной Африки, и в особенности Египта, исследована сравнительно полно, история народов, живущих южнее Сахары, мало известна. Это объясняется прежде всего отсутствием у них письменности; письменные памятники сохранились лишь у сонгаи, хауса, суахили, нуба. Европейские историки этим стремились в известной степени оправдать систему колониализма и колониального угнетения. В связи с развитием освободительного движения и созданием независимых государств в Африке начался пересмотр ранее существовавших представлений о развитии народов континента. Восстанавливается подлинная многовековая история Африки. Было сделано много новых и неожиданных открытий, которые дали основание считать, что Африка колыбель человечества, единственная область мира, где в хронологической последовательности и без перерыва засвидетельствованы все стадии развития человека: австралопитеки, питекантропы, неандертальцы, современный человек, и где они были найдены вместе с орудиями с древнейших эпох вплоть до неолита. Замечательным источником для выяснения древнейшей истории континента являются наскальные рисунки. Наиболее ранние из них относятся к VI—VIII тыс. до н.э.

Первые газеты в современном понимании в Африку завезли колонизаторы в 1798—1801 гг. Так, в 1800 г. появилась "Кейптаун газетт" ("Кейптаунская газета"), в 1801 г. — "Ройал газетт анд Сьерра-Леоне адвертайзер" ("Королевская газета и Объявления Сьерра-Леоне"). В дальнейшем появились и другие газеты для колонизаторов, издававшиеся непосредственно в колониях; следом за ними — издания для колониальных народов, как светские, так и миссионерские, и, наконец, собственно африканские, издаваемые африканцами.

Печатная журналистика сосуществовала с традиционными способами распространения информации. Национальная пресса континента формируется в конце XIX -начале XX века. Первым признаком начала распада колониальной системы было появление в промежуток между Первой и Второй мировыми войнами национальных политических партий, которые, естественно, стремились к взаимодействию со средствами массовой информации. 1960 год, который еще называют "Годом Африки", ознаменовал крутой поворот в развитии прессы на континенте. Завоевание политической независимости послужило первым шагом к освобождению новых государств от пут империалистической и неоколониалистской зависимости.

Важная роль в стремлении удержать страны континента в сфере влияния Запада отводится ведению систематической информационно-пропагандистской деятельности через мировые информационные агентства АП, ЮПИ, Рейтер и Франс Пресс. Франс Пресс проявляет особую активность в бывших французских колониях, Рейтер — в традиционной английской сфере влияния. В последние годы резко усиливается проникновение в африканские страны американских средств массовой информации.

Государства Африки ранее активно выступали за создание нового международного информационного и коммуникационного порядка, что особенно актуально для Африки, поскольку, по данным ЮН КС КО, здесь в 1980-е гг. выпускался лишь 1% всех ежедневных газет, выходящих в мире, тогда как проживает на континенте почти 10% населения Земли.

Важным фактором развития СМИ на континенте стало организованное в мае 1983 г. Всеафриканское информационное агентство — ПАНА, которое, к сожалению, не оправдало возлагавшихся на пего надежд. В Африке широко распространена форма государственной собственности на средства массовой информации. В ряде стран континента существует провинциальная печать.

СМИ континента к концу XX в. были уже способными обеспечивать информационные потребности населения, хотя по своему техническому оснащению и распространению весьма уступали европейским и североамериканским.

Азия (вероятно, от ассирийского асу — восток) — самая обширная часть света. Она расположена во всех географических поясах Северного полушария, а Малайский архипелаг частично входит в Южное полушарие. В Азии проживает более половины населения земного шара. Этнический состав чрезвычайно многообразен, что предопределило и разнородность культур, в том числе и письменных.

Народы исламских стран Азии воспитаны в духе любви и уважения к письменному слову, однако газеты и журналы в современном их понимании здесь появились сравнительно недавно, в XVIII—XIX вв. Для Китая, Японии и др. стран Дальнего Востока появление современных газет связано лишь со второй половиной XIX в.

Европейское влияние в странах Азии распространялось и культура насаждалась не только посредством оружия, но и с помощью средств массовой информации. Светские издания для "туземцев" издавались наряду с миссионерскими изданиями. Национальная пресса возникла значительно позже. Сказались слабость экономической базы, недостаток квалифицированных кадров, нехватка и дороговизна бумаги, высокий процент неграмотности населения. Эти и многие другие причины характерны для большого количества стран Азии. Отсюда и неравномерность развития печатного дела.

В Индии среди первых газет следует назвать "Бенгал газетт" ("Бенгальская газета", 1789), "Бомбей геральд" ("Бомбейский вестник", 1789) и др. Далее появились первые газеты на местных языках; большую роль в развитии прессы Индии сыграло возникновение телеграфа. Огромно значение СМИ Индии в развитии национально-освободительного движения.

После обретения национальной независимости было немало сделано для развития средств массовой информации, и прежде всего прессы. В Индии, к примеру, осуществляется широкий комплекс конкретных мер по оказанию помощи печати, в том числе местной, выходящей более чем на 80 языках. Журналисты многих региональных газет ежегодно направляются на учебу в Дели в Институт массовой коммуникации, существующий на правительственные средства. Вместе с индийскими журналистами в нем обучаются их коллеги из других стран. В стране регулярно проводятся конференции журналистов неприсоединившихся стран по вопросам массовой информации. Первая такая международная встреча состоялась в Дели 9 декабря 1983 г.

Международные курсы журналистов организует Институт печати Малайзии. В 1980-х гг. в Куала-Лумпуре прошли учебу журналисты из Бангладеш, Индонезии, Непала, Филиппин, Таиланда и Шри-Ланки.

Развитие печати в азиатском регионе сталкивается не только с такими факторами, как экономическая отсталость, низкий уровень грамотности, но и с рядом других не менее серьезных трудностей, в том числе политического характера.

Крупнейшие газеты Японии и Индии, несмотря на поздний старт, быстро вышли на передовые позиции. По качеству полиграфии, тиражам и мастерству журналистов они не уступают крупнейшим газетам США и Европы, хотя большинство газет азиатского региона продолжает значительно отставать в этом отношении.

Интересным является возникновение и развитие СМИ в странах Америки, части света, образуемой двумя материками — Северной и Южной Америкой. Даже само освоение

Нового Света и появление современного названия связаны с европейской протожурналистикой.

Христофор Колумб до самой своей смерти считал, что он нашел новый путь в Индию, а не открыл новый континент. Америго Веспуччи длительное время служил в Испании и Португалии, на рубеже XV—XVI пв. участвовал в нескольких экспедициях к берегам Нового Света. Письма Веспуччи об этих путешествиях и связанных с ними приключениях неоднократно переиздавались и приобрели мировую известность. И хотя Колумб побывал в Америке раньше Веспуччи, лотарингский картограф М. Вальдземюллер предложил назвать новый материк в честь Веспуччи — Америкой. Для Южной Америки это название быстро нашло всеобщее признание, а в 1538 г. на карге Меркатора впервые было распространено и на Северную Америку.

Установление господства европейцев в Америке сопровождалось уничтожением значительной части населения, а также его вымиранием из-за завезенных европейцами болезней. Культура коренного населения по сути дела была ликвидирована, хотя у некоторых пародов существовала письменность.

Хуан Паблос установил первый импортированный станок в Мехико в 1539 г., но это не означало автоматического расцвета журналистики. Была налажена доставка газет из Испании в Новый Свет при сохранении правительственного контроля над прессой. Особое место в странах континента занимала Куба, поскольку остров находился на перекрестке морских путей. Именно здесь возникла сначала непериодическая газета объявлений "Панель" ("Газета"), в 1761 г. появилась газета "Комерсио" ("Коммерция"), а в 1790 г. -первая в Латинской Америке ежедневная газета "Панель периодико" ("Периодическая газета"). Национальная пресса появилась на континенте в XVIII—XIX вв., в период антиколониальных войн. По в целом пресса Латинской Америки зависела от европейского и американского капитала.

Как видим, хотя печатные станки в Латинской Америке появились раньше, чем в будущих США, периодическая печать, прежде всего газеты, здесь развивалась значительно медленнее.

Австралия — это целый континент, на котором разместилась всего одна страна с одноименным названием. Предки коренных жителей Австралии, прибывшие из Южной Азии, заселили его, вероятно, в эпоху палеолита. С антропологической точки зрения аборигены принадлежат к австралийской расе, внутри которой есть небольшие различия. Тяжелые природные условия и оторванность от других народов привели к тому, что к концу XVIII в. австралийцы находились па уровне собирательства и охотничьего хозяйства, не знали земледелия и скотоводства. Основную часть населения составляют, однако, потомки переселенцев с Британских островов, которые начали колонизацию континента с конца XVIII в. Процесс колонизации сопровождался истреблением коренного населения.

Газеты привозились из Англии и ее колоний, а местные новости довольно часто распространялись в рукописях. Первой австралийской печатной газетой стала "Сидней газет анд Нью Саус-Уэллс адвертайзер" ("Сиднейская газета и объявления Нового Южного Уэллса"), которую в 1803 г. начал выпускать Джордж Хоу, каторжанин, осужденный за крупную кражу. Смертная казнь ему была заменена высылкой в Австралию. Сам Хоу ранее освоил искусство печатника и по сути был не редактором, а наборщиком. Он печатал официальные объявления и статьи, восхваляющие британского монарха, — с 1803 по 1842 г. газета была правительственным органом, а материалы подвергались строгой цензуре со стороны губернатора и других официальных лиц. Началось медленное, но весьма уверенное развитие австралийской прессы. Лицензирование прессы и высокий гербовый сбор, которые пытался с 1826 по 1830 г. ввести губернатор Ч. Г. Дарлинг, успеха не имели.

В 1831 г. на свет появилась первая существующая поныне газета — "Сидней геральд" ("Сиднейский вестник"), которую вскоре перекупил Джон Фэйрфакс, основоположник крупного монополистического объединения. Развитие австралийских СМИ сопровождалось их быстрой концентрацией и монополизацией. Несмотря на оторванность от Европы, австралийская пресса быстро стала одной из самых монополизированных в мире.

Выводы

Вернемся к уже изложенному. Мир един. Помимо прочего, это подтверждается и тем, что развитие СМИ в странах Африки, Азии, Америки и Австралии шло в фарватере развития европейских средств массовой информации, хотя и с определенным отставанием. Это касается не только газет, по также, как увидим далее, радио и телевидения.

В Древнем мире основной была устная коммуникация. Письменная лишь дополняла ее. Использовались и другие каналы распространения информации.

Наиболее важные документы с древнейших времен высекались на "информационных" камнях, которые устанавливались на видных и общедоступных местах; это характерно для Греции, Рима и, скажем, Персии.

Отход от выпуска и распространения рукописных газет на длительное время был вызван не только нашествиями варваров, но и достаточно надежной системой устных коммуникаций: глашатаи, гонцы, трубадуры, труворы, бродячие монахи и другие специально обученные люди разносили информацию не только в государстве, но зачастую и далеко за его пределами.

Следует отметить, что важную роль в развитии публицистики наряду с риторикой сыграли раннехристианские проповеди. Их значение не ограничивается лишь пропагандой религиозных воззрений — они, по сути, выстраивали новые общественные отношения. Монастырские хронологии, рукописная журналистика развивались неравномерно, причем наиболее интенсивное их функционирование связано с развитием торговли и ремесел, усложнением политической жизни общества. Летучие листки новостей, фуггер-газеты и другие способы распространения новостей развивались наряду с традицией устной коммуникации. В свою очередь, даже после появления печатного станка и первых печатных изданий роль рукописной журналистики не снизилась.

В процессе возникновения и развития системы распространения информации в Древнем мире важнейшей была устная коммуникация. С появлением письменности письменная коммуникация лишь дополняла устную. Использовались и другие каналы распространения информации: памятные камни, собрания граждан и т.д.

С появления письменности начинается эра хранения и распространения письменной информации. Возникла рукописная журналистика, бурный расцвет которой приходится на эпоху Юлия Цезаря.

Выше говорилось, что в развитии публицистики наряду с риторикой важную роль сыграли раннехристианские проповеди, значение которых выходит далеко за пределы распространения религиозных воззрений. Потребность в распространении информации была присуща всем народам мира, населяющим Евразию, Африку, Америку и Австралию.