Особенности ведения бизнеса в разных странах
Рассмотрим особенности организационного поведения в международном бизнесе на примере наиболее развитых стран Запада и Востока исходя из приведенных характеристик.
США
Чем отличаются американцы от представителей других культур? Прежде всего, невероятным темпом жизни и одержимостью успехом. Американцы все время куда-то бегут, боятся чего-то не успеть, что-то пропустить. При этом важно всегда и везде быть первым, второй – неудачник. Как можно расшифровать знаменитую американскую мечту? Это труд (надо много работать) + оптимизм (верить в то, что все у тебя получится) + предприимчивость (пользоваться моментом, не упускать свой шанс). Американцы сильно ориентированы на материальные ценности. Как писал Р. Льюис, "американская философия проста. Их цель – заработать как можно больше и как можно быстрее, используя для этого упорный труд, скорость, следование своим интересам любой ценой и власть". Американское общество построено на индивидуализме: "если я чего-то достиг, то это только моя заслуга, если же я потерпел неудачу, то вина тоже моя".
Оценка наиболее значимых ценностей американской деловой культуры, влияющих на организационное поведение, приведена в табл. 15.1.
Таблица 15.1
Ценности национальной бизнес-культуры и организационного поведения в США
Наиболее значимые ценности, детерминирующие организационное поведение |
Параметры национальной бизнес-культуры в соответствии с моделями |
Высокий темп жизни. Одержимость успехом. Стремление к лидерству. Время – деньги. Жизнь ради работы. Ориентация на материальное благополучие. Агрессивность, жесткость на переговорах. Индивидуализм. Быстрое принятие решений |
Г. Хофштеде. Индивидуализм, невысокая дистанция власти, невысокое стремление избежать неопределенности, мужественность |
Э. Холла. Низкоконтекстность |
|
Р. Льюиса. Моноактивность |
|
Ф. Тромпенаарса и Ч. Хэмпден-Тернера Универсализм, специфичность, нейтральность, ориентация на индивидуальные достижения, краткосрочность ориентации, внутренне управляемая |
Великобритания
Про британцев иногда говорят, что они – те же американцы, но в более красивой, утонченной упаковке. Колониальное прошлое сформировало у них такие поведенческие особенности, как снобизм, отчужденность, уважение к прошлому и соблюдению традиций. На переговорах британцы ведут себя достаточно жестко, но активно используют юмор и внешний лоск. Сами британцы считают, что в бизнесе и на переговорах они представляют золотую середину между фамильярностью (которая свойственна американцам и австралийцам) и излишним формализмом (которым отличаются немцы и французы) (табл. 15.2).
Таблица 15.2
Ценности национальной бизнес-культуры и организационного поведения в Великобритании
Наиболее значимые ценности, детерминирующие организационное поведение |
Параметры национальной бизнес-культуры в соответствии с моделями |
Внутренняя жесткость, при "мягких" манерах, внешнем лоске. Ориентация на работу. Уважение традиций. Активное использование юмора. Использование школьных и университетских связей. Золотая середина между формализмом и панибратством |
Г. Хофштеде. Индивидуализм, невысокая дистанция власти, невысокое стремление избежать неопределенности, мужественность |
Э. Холла. Высококонтекстность (не ярко выраженная) |
|
Р. Льюиса. Моноактивность |
|
Ф. Тромпенаарса и Ч. Хэмпден-Тернера. Универсализм, специфичность, нейтральность, ориентация на индивидуальные достижения, краткосрочность ориентации, внутренне управляемая |