Особенности ведения бизнеса в разных странах

Рассмотрим особенности организационного поведения в международном бизнесе на примере наиболее развитых стран Запада и Востока исходя из приведенных характеристик.

США

Чем отличаются американцы от представителей других культур? Прежде всего, невероятным темпом жизни и одержимостью успехом. Американцы все время куда-то бегут, боятся чего-то не успеть, что-то пропустить. При этом важно всегда и везде быть первым, второй – неудачник. Как можно расшифровать знаменитую американскую мечту? Это труд (надо много работать) + оптимизм (верить в то, что все у тебя получится) + предприимчивость (пользоваться моментом, не упускать свой шанс). Американцы сильно ориентированы на материальные ценности. Как писал Р. Льюис, "американская философия проста. Их цель – заработать как можно больше и как можно быстрее, используя для этого упорный труд, скорость, следование своим интересам любой ценой и власть". Американское общество построено на индивидуализме: "если я чего-то достиг, то это только моя заслуга, если же я потерпел неудачу, то вина тоже моя".

Оценка наиболее значимых ценностей американской деловой культуры, влияющих на организационное поведение, приведена в табл. 15.1.

Таблица 15.1

Ценности национальной бизнес-культуры и организационного поведения в США

Наиболее значимые ценности, детерминирующие организационное поведение

Параметры национальной бизнес-культуры в соответствии с моделями

Высокий темп жизни.

Одержимость успехом.

Стремление к лидерству.

Время – деньги.

Жизнь ради работы.

Ориентация на материальное благополучие.

Агрессивность, жесткость на переговорах.

Индивидуализм.

Быстрое принятие решений

Г. Хофштеде.

Индивидуализм, невысокая дистанция власти, невысокое стремление избежать неопределенности, мужественность

Э. Холла.

Низкоконтекстность

Р. Льюиса. Моноактивность

Ф. Тромпенаарса и Ч. Хэмпден-Тернера Универсализм, специфичность, нейтральность, ориентация на индивидуальные достижения, краткосрочность ориентации, внутренне управляемая

Великобритания

Про британцев иногда говорят, что они – те же американцы, но в более красивой, утонченной упаковке. Колониальное прошлое сформировало у них такие поведенческие особенности, как снобизм, отчужденность, уважение к прошлому и соблюдению традиций. На переговорах британцы ведут себя достаточно жестко, но активно используют юмор и внешний лоск. Сами британцы считают, что в бизнесе и на переговорах они представляют золотую середину между фамильярностью (которая свойственна американцам и австралийцам) и излишним формализмом (которым отличаются немцы и французы) (табл. 15.2).

Таблица 15.2

Ценности национальной бизнес-культуры и организационного поведения в Великобритании

Наиболее значимые ценности, детерминирующие организационное поведение

Параметры национальной бизнес-культуры в соответствии с моделями

Внутренняя жесткость, при "мягких" манерах, внешнем лоске.

Ориентация на работу.

Уважение традиций.

Активное использование юмора. Использование школьных и университетских связей.

Золотая середина между формализмом и панибратством

Г. Хофштеде.

Индивидуализм, невысокая дистанция власти, невысокое стремление избежать неопределенности, мужественность

Э. Холла.

Высококонтекстность (не ярко выраженная)

Р. Льюиса. Моноактивность

Ф. Тромпенаарса и Ч. Хэмпден-Тернера. Универсализм, специфичность, нейтральность, ориентация на индивидуальные достижения, краткосрочность ориентации, внутренне управляемая