Особенности ведения бизнеса в Китайской Народной Республике

Институциональные условия предпринимательства в КНР. Условия для ведения бизнеса в КНР постоянно совершенствуются. Улучшается правовая база предпринимательства, для китайских частных фирм и иностранных компаний открывается доступ в закрытые прежде сферы деятельности (это являлось одним из условий присоединения КНР к ВТО). Экономическая жизнь в стране все больше подчиняется законам рынка.

Если в течение первых двух десятилетий политики открытости для предприятий с иностранным капиталом устанавливался более благоприятный режим хозяйствования, чем для национальных предприятий, то в 2000-е гг. условия хозяйствования иностранных и китайских компаний начинают сближаться. На рубеже 1990– 2000-х гг. в стране была проведена масштабная приватизация, в результате чего доля государственного сектора в экономике существенно сократилась. Число предприятий государственного сектора уменьшилось с 37% от общего числа в 1999 г. до 5% в 2008 г., снизился их вклад в обеспечение занятости населения и промышленный выпуск. В стратегически важных отраслях и сферах экономики, таких как нефтегазовая, угольная, химическая, финансовая отрасли, сфера телекоммуникаций, государственным компаниям по-прежнему принадлежат доминирующие позиции. В соответствии с политикой "выхода вовне", провозглашенной китайским руководством в 2003 г., крупные госкомпании были превращены в ТЫК.

В 1999–2004 гг. произошла окончательная легализация частного предпринимательства, созданы условия для развертывания частной инициативы. Важным шагом на пути совершенствования инвестиционного климата и формирования зрелой рыночной среды стало принятие в 2008 г. двух законов: "О собственности" и "Об антимонопольном регулировании". По соглашению о присоединении КНР к ВТО негосударственным предприятиям было предоставлено право осуществления ВЭД.

Накануне 12-й пятилетки (в 2010 г.) Госсоветом КНР были изданы два новых документа, направленных на поощрение развития частного предпринимательства[1]. В соответствии с ними был значительно расширен перечень отраслей для доступа частных инвесторов. Стало поощряться вложение частного капитала в новые отрасли: энергосбережение и охрану окружающей среды, информационные технологии нового поколения, биотехнологии, новые материалы и источники энергии, высокоскоростные железные дороги. Значительно увеличился доступ частных инвестиций в финансовый сектор, в частности в создание сельских и городских финансовых кооперативов, кредитных компаний, в деятельность коммерческих банков в качестве акционеров[2]. В октябре 2011 г. Госсовет утвердил новые меры поддержки малых и микропредприятий.

Изменения в политическом курсе 2000-х гг. обусловили бурный рост частного предпринимательства и формирование в стране более конкурентной среды. К концу 2010 г. зарегистрировано более 42 млн индивидуальных и частных предприятий, на которых занято свыше 180 млн человек, что составляло более 20% экономически активного населения и почти в три раза превышало численность рабочих и служащих на предприятиях государственного сектора (65,16 млн чел.). Увеличилось не только число предприятий, но возросли также масштабы производства в частном секторе. Уровень рентабельности частных предприятий как правило выше, чем в государственном секторе, они являются чрезвычайно конкурентоспособными.

Частный капитал пока еще не занимает заметного места в монопольных отраслях китайской экономики. Например, до настоящего времени частный сектор контролировал лишь 14% рынка электроэнергии, 10% финансовых услуг, по 8% в сферах связи и транспорта и 7% услуг водоснабжения.

Проблемой, с которой по-прежнему сталкивается основная масса малых и средних частных фирм, несмотря па расширение объемов финансовой поддержки частного сектора, – является отсутствие доступа к кредитам, предоставляемым банковской системой. Практически все малые фирмы прибегают к услугам "теневых" кредиторов, и в настоящее время аналитики КНР утверждают, что размер подобного "кредитования" в стране принимает катастрофические масштабы – порядка 1,83 трлн долл., практически 20% от объема легального кредитования.