Особенности управления запасами в сетевой розничной компании
Управление закупочной деятельностью, управление запасами и ценообразование в сетевой розничной компании являются важнейшими бизнес-процессами. Оптимальное решение этих взаимосвязанных задач вносит существенный вклад в финансовые результаты работы ритейлера.
Розничная торговля имеет значимую специфику, что существенно сказывается на методах оптимизации запасов, закупки и ценообразования.
К таким особенностям, розничной торговли можно отнести:
• недостоверность данных в информационной системе об остатках товаров на объектах;
• высокую оборачиваемость товаров и, как следствие, бо́льшую частоту заказов;
• потребность менеджеров в анализе большого объема информации с целью качественного управления закупками и оптимального ценообразования; и др.
Недостоверность данных об остатках товаров в магазинах обусловлена:
• пересортицей в различных технологических процессах продвижения товаров;
• воровством со стороны персонала и покупателей;
• некачественным ведением документооборота по товародвижению;
• некачественным проведением инвентаризации;
• некачественным оформлением списания и учета утряски, усушки, а также процессов производства полуфабрикатов; и др.
Высокая частота заказов связана с наличием широкого спектра категорий товаров с коротким сроком годности, с потребностью в минимизации площадей подсобных помещений в условиях высокой оборачиваемости товаров, а также с широтой ассортимента.
Потребность менеджеров в анализе большого объема информации обусловлена:
• значительной номенклатурой товарного ассортимента;
• трудностью контроля наличия товара в ассортименте;
• трудностями в прогнозировании объемов продаж;
• трудностями в расчете количества заказываемого товара;
• трудностью оценки эластичности спроса; и др.
Выше уже говорилось о различных видах формирования заказа, рассмотрим их более подробно.
Автоматизированный заказ, как правило, формирует менеджер торговой точки, учитывая различные, в основном интуитивные факторы, включая визуальный осмотр полок и подсобок магазина (фактически проводя "поверхностную" инвентаризацию).
Автоматический заказ обычно формирует "централизованный" закупщик с помощью данных в информационной системе по определенным алгоритмам, основанным на оценке продаж за аналогичный период и с учетом необходимого "страхового" запаса за вычетом текущих остатков.
К недостаткам автоматизированного заказа можно отнести:
• субъективизм и отсутствие достаточной аналитической информации для оценки требуемых запасов;
• децентрализацию функции пополнения запасов и, как следствие, увеличение издержек на ОГЛАВЛЕНИЕ аппарата управления логистикой; и др.
Недостатками часто используемых автоматических методов определения объемов закупки являются следующие:
• используемые алгоритмы опираются на остатки, содержащиеся в информационной системе;
• обычно применяется так называемый "наивный прогноз", основанный на средних продажах товаров за предыдущий или аналогичный репрезентативный период;
• как правило, при оценке средних объемов продаж не выявляются и, соответственно, не учитываются интервалы отсутствия товара в ассортименте;
• в заказе не учитывается возможное изменение розничной цены; и др.
Таким образом, существенно возрастает роль совершенствования методов оптимизации управления запасами, всей закупочной деятельностью и их взаимосвязи с политикой ценообразования.
Для решения данных задач оптимизации мы предлагаем технологию так называемого "интеллектуального заказа", предполагающую:
• выявление для каждого товара в каждом магазине периодов отсутствия товара на полках; информирование об этом менеджеров для принятия управленческих решений организационного характера;
• прогнозирование продаж (спроса) каждого товара в каждом магазине на период, для которого осуществляется заказ;
• улучшение прогноза продаж путем коррекции, учитывающей периоды отсутствия товара на полках;
• выявление зависимости прогноза продаж от розничной цены (фактически оценка эластичности спроса);
• формирование предложений менеджеров по изменению розничной цены для максимизации маржинальной прибыли от продажи данного товара в конкретном магазине или сети в целом;
• коррекция прогноза продаж с учетом намерения изменить розничную цену на товар после поставки;
• формирование потребности магазина с учетом минимизации функции риска недозаказа (перезаказа);
• формирование консолидированного заказа поставщику с учетом запасов на распределительных центрах компании.
Для формирования "интеллектуального заказа" в аналитической системе должны быть решены следующие задачи:
• прогнозирование продаж товаров, а также улучшение точности прогноза при учете дополнительных факторов, включая розничную цену;
• регистрация фактов отсутствия товаров на полках по динамике интенсивности продаж товаров;
• коррекция прогноза спроса с учетом времени отсутствия товаров на полках.
Для решения этих задач необходимо использовать исторические данные учетной системы.
Стоит отдельно рассмотреть оптимизацию логистических бизнес-процессов в розничных сетях сегмента DIY (от англ. Do It Yourself – сделай сам). Остановимся вначале на специфике объекта управления, под которым мы будем понимать сетевую розничную компанию в сегменте DIY.
К особенностям розничной торговли товарами для дома можно отнести:
• наличие товаров, продажа которых осуществляется по образцам (второй контур продаж в магазинах самообслуживания);
• наличие товаров с существенно отличающимся сроком оборачиваемости (товары длительного спроса и категории быстро оборачиваемых товаров – FMCG – fast moving consumer goods);
• необходимость организации специального отпуска оплаченных за наличный расчет товаров, в том числе и доставку; и др.
К особенностям продвижения товаров категории длительного спроса и габаритных товаров можно отнести:
• обеспечение оплаты товаров по образцам в торговом зале за наличный расчет на любой кассе, наряду с товарами категории FMCG в одном чеке;
• организация отпуска оплаченных товаров со склада данного магазина, центрального склада или склада другого магазина;
• организация доставки товара адресату в случае отказа от самовывоза;
• организация заказа на поставку с указанием срока поставки и частичной оплатой заказа за наличный расчет; и др.
К особенностям продвижения товаров категории FMCG можно отнести:
• "классический" отпуск товаров, аналогичный отпуску в супермаркете, плюс мерный товар;
• высокую оборачиваемость товаров и, как следствие, высокую частоту заказов;
• наличие недостоверных данных в информационной системе об остатках товаров на объектах; и др.
В зависимости от формата и позиционирования доля этих категорий в компаниях может существенно отличаться.
Очевидно, что наличие таких разных категорий товаров усложняет задачу снижения логистических издержек. Наличие двух контуров продаж в торговом зале требует более сложного взаимодействия кассовых систем и систем управления логистикой.
К трудностям управления логистикой в сегменте DIY можно также отнести:
• изменчивость предпочтений (короткий жизненный цикл товара);
• изменчивость ассортимента продукции (мода и новые технологии);
• сезонные колебания;
• наличие товаров с разной интенсивностью продаж (товары массового потребления и длительного пользования);
• широкий ассортимент товаров;
• наличие разнообразных контуров продаж (самообслуживание и продажи по образцам);
• учет местоположения товара в торговом зале и на складе; и др.
В этих условиях закупочная деятельность, оптимизация запасов и ценообразование являются трудными бизнес-процессами, но качественное их исполнение приносит сетевой компании успех.
Для анализа продаж и прогнозирования спроса в состав ИТ-решений должны входить аналитические компоненты, обеспечивающие обработку больших объемов информации и построенные с использованием OLAP технологий и (или) специализированных решений, ориентированных на "быстрые" статистические вычисления.