Особенности управления запасами в сетевой розничной компании

Управление закупочной деятельностью, управление запасами и ценообразование в сетевой розничной компании являются важнейшими бизнес-процессами. Оптимальное решение этих взаимосвязанных задач вносит существенный вклад в финансовые результаты работы ритейлера.

Розничная торговля имеет значимую специфику, что существенно сказывается на методах оптимизации запасов, закупки и ценообразования.

К таким особенностям, розничной торговли можно отнести:

• недостоверность данных в информационной системе об остатках товаров на объектах;

• высокую оборачиваемость товаров и, как следствие, бо́льшую частоту заказов;

• потребность менеджеров в анализе большого объема информации с целью качественного управления закупками и оптимального ценообразования; и др.

Недостоверность данных об остатках товаров в магазинах обусловлена:

• пересортицей в различных технологических процессах продвижения товаров;

• воровством со стороны персонала и покупателей;

• некачественным ведением документооборота по товародвижению;

• некачественным проведением инвентаризации;

• некачественным оформлением списания и учета утряски, усушки, а также процессов производства полуфабрикатов; и др.

Высокая частота заказов связана с наличием широкого спектра категорий товаров с коротким сроком годности, с потребностью в минимизации площадей подсобных помещений в условиях высокой оборачиваемости товаров, а также с широтой ассортимента.

Потребность менеджеров в анализе большого объема информации обусловлена:

• значительной номенклатурой товарного ассортимента;

• трудностью контроля наличия товара в ассортименте;

• трудностями в прогнозировании объемов продаж;

• трудностями в расчете количества заказываемого товара;

• трудностью оценки эластичности спроса; и др.

Выше уже говорилось о различных видах формирования заказа, рассмотрим их более подробно.

Автоматизированный заказ, как правило, формирует менеджер торговой точки, учитывая различные, в основном интуитивные факторы, включая визуальный осмотр полок и подсобок магазина (фактически проводя "поверхностную" инвентаризацию).

Автоматический заказ обычно формирует "централизованный" закупщик с помощью данных в информационной системе по определенным алгоритмам, основанным на оценке продаж за аналогичный период и с учетом необходимого "страхового" запаса за вычетом текущих остатков.

К недостаткам автоматизированного заказа можно отнести:

• субъективизм и отсутствие достаточной аналитической информации для оценки требуемых запасов;

• децентрализацию функции пополнения запасов и, как следствие, увеличение издержек на ОГЛАВЛЕНИЕ аппарата управления логистикой; и др.

Недостатками часто используемых автоматических методов определения объемов закупки являются следующие:

• используемые алгоритмы опираются на остатки, содержащиеся в информационной системе;

• обычно применяется так называемый "наивный прогноз", основанный на средних продажах товаров за предыдущий или аналогичный репрезентативный период;

• как правило, при оценке средних объемов продаж не выявляются и, соответственно, не учитываются интервалы отсутствия товара в ассортименте;

• в заказе не учитывается возможное изменение розничной цены; и др.

Таким образом, существенно возрастает роль совершенствования методов оптимизации управления запасами, всей закупочной деятельностью и их взаимосвязи с политикой ценообразования.

Для решения данных задач оптимизации мы предлагаем технологию так называемого "интеллектуального заказа", предполагающую:

• выявление для каждого товара в каждом магазине периодов отсутствия товара на полках; информирование об этом менеджеров для принятия управленческих решений организационного характера;

• прогнозирование продаж (спроса) каждого товара в каждом магазине на период, для которого осуществляется заказ;

• улучшение прогноза продаж путем коррекции, учитывающей периоды отсутствия товара на полках;

• выявление зависимости прогноза продаж от розничной цены (фактически оценка эластичности спроса);

• формирование предложений менеджеров по изменению розничной цены для максимизации маржинальной прибыли от продажи данного товара в конкретном магазине или сети в целом;

• коррекция прогноза продаж с учетом намерения изменить розничную цену на товар после поставки;

• формирование потребности магазина с учетом минимизации функции риска недозаказа (перезаказа);

• формирование консолидированного заказа поставщику с учетом запасов на распределительных центрах компании.

Для формирования "интеллектуального заказа" в аналитической системе должны быть решены следующие задачи:

• прогнозирование продаж товаров, а также улучшение точности прогноза при учете дополнительных факторов, включая розничную цену;

• регистрация фактов отсутствия товаров на полках по динамике интенсивности продаж товаров;

• коррекция прогноза спроса с учетом времени отсутствия товаров на полках.

Для решения этих задач необходимо использовать исторические данные учетной системы.

Стоит отдельно рассмотреть оптимизацию логистических бизнес-процессов в розничных сетях сегмента DIY (от англ. Do It Yourself – сделай сам). Остановимся вначале на специфике объекта управления, под которым мы будем понимать сетевую розничную компанию в сегменте DIY.

К особенностям розничной торговли товарами для дома можно отнести:

• наличие товаров, продажа которых осуществляется по образцам (второй контур продаж в магазинах самообслуживания);

• наличие товаров с существенно отличающимся сроком оборачиваемости (товары длительного спроса и категории быстро оборачиваемых товаров – FMCG – fast moving consumer goods);

• необходимость организации специального отпуска оплаченных за наличный расчет товаров, в том числе и доставку; и др.

К особенностям продвижения товаров категории длительного спроса и габаритных товаров можно отнести:

• обеспечение оплаты товаров по образцам в торговом зале за наличный расчет на любой кассе, наряду с товарами категории FMCG в одном чеке;

• организация отпуска оплаченных товаров со склада данного магазина, центрального склада или склада другого магазина;

• организация доставки товара адресату в случае отказа от самовывоза;

• организация заказа на поставку с указанием срока поставки и частичной оплатой заказа за наличный расчет; и др.

К особенностям продвижения товаров категории FMCG можно отнести:

• "классический" отпуск товаров, аналогичный отпуску в супермаркете, плюс мерный товар;

• высокую оборачиваемость товаров и, как следствие, высокую частоту заказов;

• наличие недостоверных данных в информационной системе об остатках товаров на объектах; и др.

В зависимости от формата и позиционирования доля этих категорий в компаниях может существенно отличаться.

Очевидно, что наличие таких разных категорий товаров усложняет задачу снижения логистических издержек. Наличие двух контуров продаж в торговом зале требует более сложного взаимодействия кассовых систем и систем управления логистикой.

К трудностям управления логистикой в сегменте DIY можно также отнести:

• изменчивость предпочтений (короткий жизненный цикл товара);

• изменчивость ассортимента продукции (мода и новые технологии);

• сезонные колебания;

• наличие товаров с разной интенсивностью продаж (товары массового потребления и длительного пользования);

• широкий ассортимент товаров;

• наличие разнообразных контуров продаж (самообслуживание и продажи по образцам);

• учет местоположения товара в торговом зале и на складе; и др.

В этих условиях закупочная деятельность, оптимизация запасов и ценообразование являются трудными бизнес-процессами, но качественное их исполнение приносит сетевой компании успех.

Для анализа продаж и прогнозирования спроса в состав ИТ-решений должны входить аналитические компоненты, обеспечивающие обработку больших объемов информации и построенные с использованием OLAP технологий и (или) специализированных решений, ориентированных на "быстрые" статистические вычисления.