Лекция 6. ОСОБЕННОСТИ ЦЕН И ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА МЕЖДУНАРОДНЫХ РЫНКАХ
Согласно экономической теории, цепа – это превращенная форма стоимости. Стоимость (ценность) – это внутренняя мера объема (масштаба, значительности) товара. Если стоимость выражается в деньгах, то она определяет цену. Со времен Аристотеля принято разделять понятия потребительной и меновой стоимости. Потребительная стоимость не является внутренним качеством товара, она отражает его способность удовлетворять потребности человека. Меновая стоимость – это ценность товара с точки зрения его способности к обмену на другие товары. Меновое отношение двух товаров представляет собой относительные цены этих товаров, выраженные в постоянном денежном товаре. Меновая ценность товара определяется издержками производства (заработной платой, прибылью и рентой). Так объяснял цену товара А. Смит, который исходил из того, что издержки производства определяют естественную цену товара, относительно которой в зависимости от изменений спроса колеблются фактические цены.
Основоположник трудовой теории стоимости (ценности) Д. Рикардо утверждал, что "ценность товара... зависит от относительного количества труда, необходимого для его производства". К. Маркс развил это положение. В "Капитале" он, благодаря своему допущению о равенстве во всех отраслях промышленности нормы прибыли, отношения "капитал – рабочая сила" и периода оборота, смог показать, что цены пропорциональны затратам труда. Однако если отношение капитала к труду или период оборота не одинаковы в различных отраслях, то норма прибыли, которая, как предполагается, остается постоянной во всех отраслях в результате действия сил капиталистической конкуренции, должна относиться ко всему капиталу, занятому на предприятии, а не только к капиталу, используемому для найма рабочей силы. Если же эго происходит, цены перестают быть пропорциональными затратам труда.
Далее Маркс попытался установить цены производства для случая неравенства отношений капитала к труду. На основе специальных допущений (сумма прибавочных стоимостей – surplusvalues – равна сумме прибылей, сумма цен равна сумме стоимостей) он смог вывести цены производства из стоимостей: отрасли промышленности с отношениями капитала к труду, превышающими среднее значение (по экономике), устанавливают цены выше стоимости, а отрасли, где это отношение ниже среднего, устанавливают цены ниже стоимости.
Во второй половине XIX в. экономисты неоклассической школы концентрировали свое внимание не на внутренней ценности, а на факторах, определяющих рыночную цену. В отличие от своих предшественников, разрабатывая теорию меновой стоимости, они обратили внимание на полезность товара. Цепа определяется предельной полезностью, являющейся причиной и источником меновой ценности. На этой базе А. Маршалл выдвинул идею о том, что рыночная цена зависит от соотношения спроса и предложения. Современная экономическая теория продолжила развитие в этом направлении, отвергнув классическое разделение на теорию ценности и теорию ценообразования.
В научной литературе и международной торговой практике встречается множество определений цены. Приведем некоторые из них.
Справедливая цена (Just price) – это цена, которая рассматривается как правильная с нравственной точки зрения. Она базируется на принципе естественной справедливости и, в отличие от рыночной цены, нс выполняет функции распределения ресурсов.
Естественная цена (natural price) – А. Смит использовал этот термин для описания стоимости (ценности) товара, относительно которой колеблется его рыночная цена. По сути, естественная цена является ценой долгосрочного равновесия и зависит от издержек производства.
Альтернативная цена (opportunity cost) – ее определяет рабочее время, необходимое для производства единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы другого товара.
Трансфертная цена (transfer price) – это цена, отличающаяся от рыночной цены внутрикорпорационной торговли между находящимися в разных странах подразделениями одной и той же корпорации; такая цена используется для перевода прибыли и сокращения налогов.
Теневая цена (shadow price) – это условная цена товара (услуги), не имеющего рыночной цены. Там, где рыночные цены не отражают альтернативных издержек, при анализе результатов затрат прибегают к теневым ценам. Другое применение термина – использование при анализе теневой экономики, в которой также существуют "адекватные" (т.е. не имеющие ничего общего с научно обоснованными) теневые цены.
Цена товара – это, безусловно, один из главных факторов в деятельности любой частной компании. Исторически первый выход какой-либо компании или индивидуального торговца с каким-то конкретным товаром для его продажи за пределы национальных границ означал поиск более высокой нормы прибыли, при этом ключевую роль играла цена на товар. Цена товара – это одна из наиболее существенных сторон договора купли-продажи. Соответственно каждый внешнеторговый договор обязательно содержит условие о цене как ключевом элементе всей сделки.