Особенности теневого сектора экономики в России
В СССР теневой сектор экономики был незначительным, но более чем за 20 лет превратился в один из ведущих секторов российской экономики (по разным оценкам, он достигает от 30 до 50% официального ВВП). Причинами бурного расцвета теневой экономики в 1990-е гг. стали следующие обстоятельства:
а) экономические:
– разрушение системы народного хозяйства в связи с ликвидацией СССР;
– развал финансовой системы (дефицит бюджета, гиперинфляция, пирамида государственных заимствований, переход в расчетах на наличные деньги, в том числе в иностранной валюте);
– структурные диспропорции в благосостоянии населения;
– ликвидация государственной системы экономического и финансового администрирования и контроля;
– установление высокого налогового бремени;
б) правовые:
– возникновение правового вакуума (ошибочное введение в правоприменительную практику принципа "разрешено все, что не запрещено законом" в условиях, когда старые законы уже не работали, а новых еще не было);
– разрушение правоохранительной системы постоянными реорганизациями;
– формирование в экономике значительного криминального сектора (масштабные хищения собственности всегда объективно порождают криминальную систему ее перераспределения);
– использование законодательных, исполнительных и правоохранительных органов в интересах теневой экономики;
в) общественно-политические:
– разрушение идеологических основ общественной жизни;
– формирование мировоззрения вседозволенности и продажности;
– двойные моральные стандарты в обществе.
Изложенные обстоятельства возникновения и бурного развития теневого сектора в экономике России дают основания утверждать:
• теневая экономика есть закономерный результат деятельности государственных органов власти и управления СССР и России в начале 1990-х гг.;
• большинство российских граждан, занятых в теневом секторе экономики, не являются правонарушителями и тем более – криминальными элементами (для них это доступный способ выживания);
• теневая экономика позволяет ее участникам в некоторой степени восстановить социально-экономическую справедливость;
• в условиях низкой конкурентоспособности российских производителей на мировом рынке теневая экономика обеспечивает необходимый уровень себестоимости промышленной продукции за счет значительного ее уменьшения.
Расширяющийся теневой сектор в экономике России сегодня препятствует формированию современной экономики, угрожает интересам экономической безопасности страны.
Характерной особенностью теневой экономики в России является то, что ее доля на потребительском рынке существенно выше, чем в других секторах; нередко теневой оборот существенно превышает легальный. А ведь именно в этой сфере действует большая часть малого бизнеса. Наконец, частичное нахождение в тени делает бизнес более уязвимым и зависимым, учитывая уровень коррупции в России.
Детерминанты развития теневой экономики в России
1. Финансово-экономические:
– несовершенство налоговой системы – до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель составляет 25–30% (расчеты показывают: если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят 50–60% всей его прибыли);
– несправедливое первичное распределение капитала – теневой сектор обеспечивает перераспределение ВВП;
– продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств (по экспертным оценкам, расхищается и отмывается через теневую экономику от 10 до 20% всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных программ и проектов, а также прибыли государственных предприятий);
– полное устранение граждан и предпринимателей из процесса формирования и исполнения всех видов бюджетов и внебюджетных фондов;
– малоэффективная государственная системная политика экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей "из тени".
2. Правовые:
– существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности, при избыточном регулировании открытой деловой активности;
– отсутствие антикоррупционной криминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;
– в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов;
– отсутствие государственной программы жесткой системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере;
– незащищенность открытого эффективного частного бизнеса от произвола чиновников, "правоохранительного террора", посягательств криминала и рейдерства (многие успешные предприниматели остаются в тени исключительно из соображений безопасности).
3. Административные:
– отсутствие эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса;
– чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса;
– местничество и мздоимство чиновников;
– безответственность и некомпетентность государственного управленческого аппарата, отсутствие зависимости оплаты труда чиновника от конкретных результатов труда по развитию открытых рыночных отношений в экономике;
– низкие заработные платы лиц, наделенных властными полномочиями, что является дополнительным стимулом к злоупотреблению положением.
4. Общественно-политические:
– неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике;
– недоверие граждан к государственным институтам;
– деградация культуры, пропаганда культа криминалитета и вседозволенности, отсутствие системы воспитания подрастающего поколения.
Рост коррупции непосредственно связан с ростом теневой экономики. Как подчеркивают сами предприниматели в интервью, взятка – это своего рода налог с теневого оборота. Значит, рост коррупции действительно свидетельствует о росте теневой экономики. Теневая экономика сейчас составляет не менее 50% объема легальной экономики. Однако от отрасли к отрасли отклонение от среднего может меняться весьма значительно.