Особенности тарификации в страховании политических рисков

Особое место в страховой тарификации занимают политические риски. Тарификация политических рисков предусматривает оценку финансовых последствий политических событий и распределение этих последствий между субъектами. Высокая степень изменчивости и неопределенность исхода политических событий являются причиной формирования особой системы их оценки. Главная трудность здесь заключается в отсутствии, неполноте или недоступности соответствующей статистики, вследствие чего возникают проблемы количественного выражения политических рисков.

Страховщики располагают большим объемом информации, касающейся событий, попадающих в разряд политических рисков. Но эта информация не может стать в полном объеме открытой и доступной для участников рынка. Полисы по страхованию политических рисков являются строго конфиденциальными и их параметры не подлежат огласке до момента окончания действия страхового покрытия. Информация страховщиков об имевших место убытках по полисам страхования политических рисков также редко разглашается. Поэтому практически невозможно построить точную и отвечающую требованиям страхования систему количественных оценок политических рисков.

Тарификация политических рисков включает применение качественных оценок. Для этого используются специальные методики классификации политических рисков. Одна из них состоит в разделении рисков на две части: риски макро- и микроуровня. В соответствии с данным делением проводится оценивание рисков, состоящее из нескольких этапов. В первую очередь определяется направление развития страны — контрагента в общем социально-экономическом и политическом аспекте (риск макроуровня). Во-вторых, производится частное оценивание влияния развития страны на деятельность компании в зависимости от особенностей экономических операций (риск микроуровня, риск проекта).

Среди политических факторов можно выделить: природу и законность действующего режима в стране; популярность руководителей и доверие к ним; поддержку со стороны других государств; состояние дипломатических отношений с разными странами. К некоторым из перечисленных факторов применимы количественные методы анализа, а к некоторым — только качественные. Например, экспертные оценки как качественный метод проводятся группой специалистов в заранее согласованном составе. В результате опроса экспертов получаем некоторую статистику распределения мнений экспертов, в частности прогнозного характера. Они становятся базой для оценивания политических рисков.

В качестве примера приведем две методики расчета индексов, определяющих политические (страновые) риски. Первый из них, индекс WPRF (World Political Risk Forecasts), публикуется агентством Frost & Sullivan и представляет собой анализ параметров риска. Отдельные показатели агрегируются и каждой стране присваивается индекс риска. Механизм составления индекса базируется на сводке результатов опроса (анкетирования) специалистов (экспертов). Оценка мнения эксперта производится в баллах (от 1 до 5). Вся совокупность полученных ответов объединяется в четыре индекса: финансы, промышленность, экспорт, политическая стабильность.

Второй индекс — индекс BERI (Business Environment Risk Index), который позволяет измерить отношение стран к деловому миру в общем и к иностранным инвестициям в частности, а также вычислить степень дискриминации между национальными и иностранными участниками рынка. Кроме общего индекса в BERI входят четыре показателя, отражающие политическую ситуацию, объем торговых операций, финансовую ситуацию и степень национализма. BERI исчисляется как среднее значение из 15 показателей.

Алгоритм составления показателей следующий: каждый консультант даст свою оценку поставленной перед ним проблемы, принимая во внимание не только современную ситуацию в стране инвестирования, но и прогнозируя на год вперед. Оценка дается по шкале от 0 (неприемлемо) до 4 (наилучшие условия). BERI представляет собой средневзвешенное значение индекса из полученных результатов.

Подобные методы оценок позволяют составить общий, глобальный взгляд (социальный, экономический и политический) на изучаемую страну. Главным недостатком их является высокая степень энтропии. При использовании десятков разнообразных критериев происходит растворение среди них наиболее важных и определяющих. Если предположить, что 5 критериев прямо влияют на уровень риска, то они составляют лишь малую часть относительно других 95 независимо от приданного им веса.

Поэтому наряду с данными индексами при тарификации политических рисков применяются методы симуляции. Они заключаются в разработке сценариев развития событий в отдельной стране и попытке выявления наиболее вероятных сценариев. Их целью является сегментация рынка данной страны для выявления наиболее перспективных направлений. Метод симуляции политических рисков включает анализ социально-политического и экономико-правового состояния страны. Каждое из этих состояний характеризуется соответствующим признаком (качественным или количественным), "весом", определяемым в баллах, и вероятностью изменения в будущем. К числу таких признаков относится политическая стабильность в стране, возможность дестабилизации, инфляция, торговый баланс, состояние платежей, доступность капитала на внутреннем рынке, налоговый режим и т.д.

Страховщик может по своему усмотрению произвести оценку политического риска, модифицировав ту или иную методику сообразно своим потребностям и возможностям. В первую очередь это относится к оценке "рисков проекта" (микроуровня). Термин "риск проекта" в последнее время часто используется в области страхования политических рисков. Основной предпосылкой появления данного понятия стало то, что практически всех участников международного финансового рынка — страховщиков, банки и государственные агентства — главным образом интересует тот ущерб, который может быть причинен непосредственно им в связи с политическими рисками.

Главная особенность анализа политических рисков микроуровня заключается в том, что здесь возможен переход к количественным методам оценки. Оценка "риска проекта" дает важнейшую для андеррайтера возможность определения источников (причин) риска но данному проекту и величину ущерба при возникновении данного риска.

Оценка "риска проекта" предполагает углубленный анализ условий торгового или инвестиционного соглашения с выделением следующих факторов: причина проведения данной операции, особенности текста контракта, качество и репутация иностранного контрагента, способы финансирования и порядок платежей, наличие обеспечения, важность данной операции для страны контрагента, применяемое право по контракту и др.

Таким образом, включение в страхование политических рисков предполагает совмещение качественных и количественных оценок, что даст более точное представление о риске на момент его рассмотрения и возможных потерях в будущем.