Особенности структуры знания в разных областях науки
Выше была описана и проанализирована общая уровневая структура научного знания в отвлечении от особенностей содержания и структуры различных областей научного знания. Однако, как известно, общее никогда не существует в реальности в чистом виде, а только в особенных формах своего проявления. Эта истина верна и по отношению к реальной структуре научных дисциплин, принадлежащих к разным областям научного знания. Рассмотрим кратко структурные особенности строения научного знания в разных областях науки.
Структура знания в естественных науках
Чувственное знание - данные наблюдения и эксперимента над объектами природы и экспериментальными ситуациями.
Эмпирическое знание - обобщенное описание данных наблюдения и эксперимента в виде множества фактов и эмпирических законов.
Теоретическое знание - логически-системное описание свойств, отношений и законов определенного множества идеальных объектов (материальных точек, идеального газа, абсолютно черного тела, абсолютно изолированных систем и т.д.).
Метатеоретическое знание - общенаучные законы и принципы (общенаучная картины мира, элементы парадигмальной теории для данной дисциплины, философские основания данной науки или дисциплины).
Интерпретативное знание - множество предложений (определений), связывающих элементы различных уровней научного знания путем их отождествления (идентификации).
Математическое знание - язык математических теорий, используемый в естественных науках для количественного описания и обработки массива чувственных данных, формулировки фактов, законов, принципов, преобразований, фундаментальных констант, систем измерения величин и т.д.
Структура знания в математических науках
Структура знания в математике имеет уровневую организацию и состоит из четырех основных уровней: математические проблемы и задачи, содержательные математические теории, формализованные математические теории, метаматематические построения, включающие в себя иногда и определенные философские основания.
Структура знания в технонауках
Технонауки - совокупность технических, технологических, инженерных, строительных, медицинских и других дисциплин. Структура научного знания в этих науках имеет сетевую, горизонтально-вертикальную организацию и состоит из семи основных знаний:
1) онтологическое - описание свойств и отношений артефакта ("вещи"): машины, механизма, строительной конструкции, инженерного сооружения, технологического процесса, архитектурного сооружения, продукта питания, нового лекарства;
2) метрологическое - описание измерительной техники, приборов, эталонов, систем единиц и способов измерения, методов обработки результатов измерений;
3) модельно-проективное - теоретические модели будущих артефактов, их описание, математические расчеты на функциональность, надежность, безопасность и эффективность;
4) эмпирическое - описание данных наблюдений и эксперимента над опытными образцами артефактов, их систематизация и графическое оформление, формулировка фактов и законов поведения и функционирования образцов;
5) теоретическое - описание свойств, отношений и законов идеальных объектов как теоретических репрезентантов артефактов, формулировка законов их функционирования и изменения, методы обоснования и проверки теоретических утверждений;
6) обыденное - совокупность инструкций и предписаний по использованию машин, механизмов, технологий, соблюдению правил безопасности;
7) метатеоретическое - фундаментальное знание из естественных и социально-гуманитарных наук, математические теории, философские принципы и основания, этические, экономические и экологические регулятивы и ограничения, оценки социального и практического характера и др.
Структура знания в социальных науках
Чувственное знание - наблюдение и восприятие социальных систем и взаимодействий, практической деятельности, общественных отношений, истории общества.
Эмпирическое знание - обобщенное описание данных социальных наблюдений и восприятий с помощью эмпирического языка социальных наук, их первичной логической систематизации и количественного описания (социальные факты и законы).
Теоретическое знание - частные и общие социальные теории, имеющие целью теоретическую репрезентацию социальных фактов и эмпирических законов общества, их логическое обоснование и оценку с позиций определенной ценностной шкалы.
Ценностное знание - метатеоретические построения, представляющие собой формулировку, философскую рефлексию, обоснование целей и принципов организации и эволюции общества.
Интерпретативное знание - множество интерпретационных высказываний, идентифицирующих понятия различных уровней социальной науки.
Логико-математическое знание - логические процедуры и математический язык, используемые при точном описании и обосновании социального знания.
Структура знания в гуманитарных науках
Чувственное знание - множество наблюдений и восприятий из жизни культуры и человека, стратегий их поведения и адаптации к меняющимся условиям.
Эмпирическое знание - обобщенное описание чувственной гуманитарной информации, его рациональная и логическая репрезентация и систематизация.
Теоретическое знание - частные и общие гуманитарные теории, разрабатывающие модели культуры и человека, ценностную и нормативную шкалу оценки их эволюции и поведения.
Ценностное знание - философская аксиология и антропология, рефлексирующая и конструирующая общие ценности и смыслы человека и культуры.
Интерпретативное знание - множество интерпретационных предложений, связывающих и идентифицирующих понятия близлежащих уровней знания.