Особенности структуры самосознания в юности

По аналогии с подростковым возрастом особенности структуры самосознания рассмотрим с использованием компонентов, выделенных в ней В. С. Мухиной.

Имя

В отличие от подросткового возраста, для которого характерно экспериментирование с именами, употребление так называемых подростковых имен, в юношестве закрепляется неотделимость имени от человека, полное отождествление с ним. Но наиболее сильно меняется отношение к своей фамилии: она становится знаком принадлежности к семье, связующим звеном между живущими и уже ушедшими из жизни родственниками. Может быть, поэтому называние по фамилии теперь распространено не только в официальных ситуациях, но и в дружеских компаниях, а иногда становится знаком особой близости.

"Последние три года я стала больше думать о своем имени и даже гордиться им. “София” как мудрость мне льстит и одновременно обязывает следить за своими поступками. Имя Соня, как та, которая спит, меня настораживает и тоже в какой-то степени заставляет следить за собой. Имя для меня – это выражение меня самой. Моя фамилия – это уже совсем другое. Если имя, это то чем я являюсь или хочу быть в дальнейшем, то фамилия заставляет меня помнить о тех, кто был до меня и кто будет после".

Ж., 20 лет

Притязание на социальное признание

По сравнению с подростковым возрастом в юности придается меньше значения внешним параметрам: одежде, обуви, фигуре. Уязвимым и важным становится притязание на профессиональный успех, т.е. собственная способность к созданию чего-то значимого. Поэтому и в других людях на первый план выступают не внешние данные, а человеческие качества.

"Боишься сам себе признаться, что ты пока никто в этой жизни, тебя не видно и не заметно, хотя многие считают, что ты активистка, хороший организатор, красива, наконец. Хочется стремиться и найти нечто большее: свое призвание".

Ж., 19 лет

Кроме того, важным для молодого человека остается признание в сфере межличностных отношений, в особенности признание другими его индивидуальности. Но наиболее необходимым становится признание новой взрослой идентичности как значимыми взрослыми, так и родителями.

Права и обязанности

В отличие от подросткового возраста в юношестве уже нет необходимости отстаивать свои права. Более того, молодые люди сразу же после окончания школы получают столько прав, сколько не всегда могут использовать. Некоторым начинает казаться, что обязанности вообще перестали существовать, хотя на самом деле просто снижается количество обязанностей, выполнение которых строго контролируется авторитетными взрослыми. Отсюда выраженное переживание чувства свободы и стремление различным образом экспериментировать со своими правами.

"Студенты! Ура! Мы студенты! Чувство гордости и радости переполняет нас. В связи с этим гордым званием появляется столько прав, столько возможностей! Мы требуем к себе уважения. Ведь даже заместитель декана обращается к нам на “вы”. И не дай бог контролеру в автобусе сказать нам “ты”! Еще месяц назад мы этого не заметили бы, но сейчас мы не можем снести такое оскорбление. Осознание обязанностей и ответственности придет позже, а сейчас мы пребываем в состоянии эйфории".

Н., 19 лет

"Обязанности? Ха, да их вообще нет у студента! Свобода, свобода и еще раз свобода. Я не обязан даже посещать институт".

М., 19 лет

пьянящее чувство свободы! Как маленький ребенок, почувствовав запах весны, сдирает шапку, так и студент. Только иногда у него получается вместе с головой".

М., 18 лет

"Полет на крыльях свободы – вот, пожалуй, самое верное описание чувств в этот момент. Невозможно было усидеть на месте и хотелось каждый миг своей новой жизни пить этот напиток".

Ж., 19 лет

Основная задача и трудность рассматриваемого периода – научиться действовать в соответствии с интериоризированными обязанностями, что обнаруживается как возможность делать необходимые вещи с опорой на внутренний, а не на внешний контроль.

"Обязанности появляются перед самим собой. Теперь я ответствен за себя, свою жизнь. Степень ответственности высока. Может возникнуть страх. Мир обязанностей становится внутренним самодостоянием".

М., 20 лет

Однако у той части молодежи, которая вплоть до окончания школы жила в ситуации жесткого внешнего контроля или гиперопеки, может наблюдаться слишком резкое стремление к экспериментированию с правами или же подростковое острое отстаивание прав при отвержении обязанностей. Тогда установление баланса между правами и обязанностями будет происходить несколько медленнее и с большими трудностями.