Особенности стратегического управления

Стратегическое управление в постиндустриальный период развития экономики становится единственно возможной управленческой технологией, которая способна обеспечить эффективное функционирование организации в сложных, постоянно и непредсказуемо изменяющихся внешних условиях. Значение качества управления организацией начинает играть решающую роль. Оно определяет не только возможность достижения поставленных целей, но и само ее выживание в условиях жесткой конкурентной борьбы, когда все брошено на достижение конкурентного преимущества.

Для его достижения необходимо определение ассортимента, пользующегося потребительским спросом, выпуск продукции повышенного качества с новыми функциональными возможностями, которые не могут предложить конкуренты, удешевление производства. Это, с одной стороны, требует привлечения новейших достижений науки и техники, инноваций, внедрения эффективных систем управления качеством, а с другой стороны, предъявляет повышенные требования к качеству управления. Это связано с тем, что для проведения эффективной экономической, финансовой и маркетинговой политики необходимо эффективное управление, чутко реагирующее на непрерывно происходящие изменения во внешней среде и соотношении сил в конкурентной борьбе.

Характерные особенности стратегического управления

При стратегическом управлении возрастает значение интеллектоемкости используемых технологий — и в управлении, и в производстве. Значительно выросшая в мировом товарообороте доля купли-продажи лицензий на использование патентов и ноу-хау становится неотъемлемым фактором борьбы за конкурентное преимущество. Побеждает и завоевывает рынок более конкурентоспособная продукция, вызывающая больший покупательский спрос.

На фирмах создаются службы, задача которых обеспечить проектирование и производство продукции и услуг, опережающих или, по крайней мере, не уступающих по техническому уровню и потребительскому спросу продукции и услугам, предлагаемым конкурентами. Особое значение приобретает генерирование идей, способных обеспечить конкурентное преимущество, поставленное на системную основу, эффективная организация всей инновационной цепочки от генерирования идеи до ее внедрения в производство и сбыта.

Приведем основные характерные особенности стратегического управления, необходимые для эффективного управления организацией в современных условиях.

1. Чтобы быть успешной, деятельность организации должна быть целенаправленной, т.е. организация должна обладать стратегией, которая определяет функционирование системы управления организации.

2. Эффективность деятельности организации определяется степенью достижения ею стратегических целей.

3. Стратегия не является незыблемой, а должна изменяться при наступлении существенных изменений во внешней среде организации или в ходе реализации стратегических планов.

4. Для завоевания и удержания лидерства стратегия должна быть уникальной.

Последнее объясняется тем, что, используя только стандартные технологии, стандартно определяя желательное положение объекта управления, создаваемую продукцию или уровень оказываемых услуг, стандартные факторы успеха, в лучшем случае можно надеяться на то, чтобы повторить результаты, которые уже достигнуты лидером. Для завоевания и удержания лидерства необходима уникальная стратегия, содержащая то, чего нет у конкурентов, позволяющая производить более конкурентоспособную продукцию или оказывать более предпочтительные для потребителя услуги.

Р. Кох, формулируя правила разработки успешной стратегии организации, в первом же из них говорит: "Вы должны отличаться от конкурентов и быть в состоянии делать то, что они не могут делать или не могут делать так же хорошо". И далее поясняет: "Это требует избирательности, а также тщательного внимания не только к позициям, которые вы занимаете на рынке, но также к навыкам, которые способствуют успеху".

Отличие стратегического менеджмента от менеджмента, по мнению О. С. Виханского, в переносе "центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения". То есть при стратегическом управлении основной акцент в деятельности высшего руководства организации смещается с управления "внутри" организации на управление "вне" организации.

Д. Шендел и К. Хагген определили стратегический менеджмент как "процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям". Близкое определение стратегического менеджмента, также придающего основное значение управлению "вне" организации, мы находим у Дж. Хиггинса: "Стратегическое управление — это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением".

Смещение акцентов в управлении в сторону организации взаимодействия с внешней средой объясняется, прежде всего, такими произошедшими в ней изменениями, как повышение ее влияния на эффективность деятельности современной организации, увеличение скорости изменений, происходящих в ней, глобализация конкуренции.

В то же время Дж. Пирс и Р. Робинсон при определении стратегического менеджмента не делают различия между управлением "вне" и "внутри" организации, понимая его как "набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации".

М. X. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедуори понимают стратегию как детальный, всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. А стратегическое планирование, как набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

А. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд понимают стратегию как план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. В стратегический план входят и снабжение, и производство, и финансы, и маркетинг, и кадры, и научные исследования и разработки. При отсутствии стратегии у менеджера нет продуманного плана и единой программы достижения желаемых результатов. По их мнению "удачная стратегия и ее умелая реализация — именно те признаки совершенного управления, которым стоит доверять".

Необходимость управления организацией в сложных условиях при отсутствии явно выраженных закономерностей и тенденций делает востребованными технологии стратегического управления. Причем это распространяется не только на область экономической деятельности, но и на все другие области деятельности, управление в которых осуществляется в сложных, непрерывно изменяющихся условиях при отсутствии явно выраженных закономерностей и тенденций.

Стратегическое управление как бы вбирает в себя все основные управленческие технологии профессионального мастерства управленца. Говоря об управленческих технологиях стратегического управления, способных обеспечить устойчивое конкурентное преимущество, завоевание и удержание лидирующего положения на рынках сбыта, мы сегодня должны говорить не только о высоких технологиях производства продукции или оказания услуг, но и о высоких технологиях управления. Потому что только высокие управленческие технологии способны обеспечить достижение и удержание лидерства в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Стратегическое управление содержит такие ключевые этапы, как анализ внешней и внутренней среды организации и определение на основании проведенного анализа ее миссии и фундаментальных целей развития, которые формируют стратегические направления деятельности организации. Проблемы стратегического характера, определяющие ее развитие, требуют анализа стратегических ситуаций, в которых должны приниматься стратегические решения, а также разработки прогнозов развития стратегических ситуаций с учетом решений, принятие которых предполагается. Прогнозы дают возможность оценить ожидаемые результаты стратегических решений, принятие которых предполагается, и выбрать альтернативный вариант решения, в наибольшей степени соответствующий стратегическим целям организации.

После того как стратегическая ситуация проанализирована и разработаны прогнозы ее развития с учетом ожидаемого воздействия принимаемых стратегических решений, разрабатывается стратегия развития организации и программа ее реализации. После того как стратегия организации разработана и принята программа ее реализации, вступает в действие управленческий цикл, обеспечивающий выполнение принятой программы (рис. 1.1).

В состав реализационного цикла входят такие этапы, как действия по реализации стратегии, контроль хода ее реализации и изменений внешней и внутренней среды, анализ результатов реализации стратегии, а при необходимости — корректировка принятых ранее стратегических решений (рис. 1.2).

Рис. 1.1. Основные этапы стратегического управления

Рис. 1.2. Управленческий цикл реализации стратегии

Чтобы обеспечить эффективное стратегическое управление организацией, требуется последовательное выполнение его основных этапов. Это не значит, что всегда, скажем, целесообразна полномасштабная разработка прогноза развития стратегической ситуации, но знать ожидаемые тенденции ее развития необходимо. Без этого невозможно верно оценить ожидаемые последствия принимаемых решений, а значит, нельзя с достаточной степенью уверенности принять стратегическое решение, способное оказать значительное влияние на успешность деятельности организации.

Далее обсудим каждый из вышеперечисленных этапов стратегического управления. Прежде следует определить, что такое стратегия и стратегическое управление, без которых профессиональное управление попросту невозможно. Приведем определения стратегии и стратегического управления, "встроенные" в единую систему определений науки управления.