Особенности становления гражданского общества в России
Под воздействием социально-экономических и политических реформ во второй половине 1980-х гг. в России произошли большие перемены. По сравнению с советским временем структура российского общества претерпела значительные изменения, однако и сохранила многие прежние черты. Трансформация институтов российского общества серьезно сказалась на его социальной структуре: изменились и продолжают меняться отношения собственности и власти, появляются новые социальные группы, перестраивается механизм социальной стратификации.
За последние годы в России возникло и развилось множество движений и организаций, реализующих па практике функции гражданского общества; правозащитные организации; общества по защите прав потребителей; экологические организации; объединения в сфере науки, культуры и образования; женские движения и др. Однако масштаб их деятельности не отвечает реальным потребностям формирования гражданского общества. Это только начальное формирование субъектов гражданского общества, способных регулировать социальные процессы без помощи государственной власти.
Однако следует отметить, что советское, постсоветское, современное общество имеют схожие черты в развитии социальных структур. Так, проявляется преемственность в развитии этакратического общества, построенного на властных иерархиях. Поскольку долгое время капитал в России не был персонифицирован и общество вошло в рынок без традиционных для Запада форм частнособственнических отношений, то бурный процесс приватизации в России предельно остро обозначил проблему связи "политика – капитал". Наряду с этим формируется "предпринимательская структура", включающая в себя следующие основные группы: 1) крупные и средние предприниматели; 2) мелкие предприниматели (собственники и руководители фирм с минимальным использованием наемного труда); 3) самостоятельные работники; 4) наемные работники. Можно по-разному оценивать сущность, состав и структуру данного слоя, но следует отметить, что переход к рыночной экономике породил качественно новые статусные группы, обладающие экономической свободой и претендующие на самые высокие места в системе общественной иерархии.
Многие политологии констатируют, что российское предпринимательство сегодня крайне зависимо и "чувствует себя рядовым" при верховной власти. Коррупция и нестабильное правовое поле – неизбежное следствие того, что государство продолжает оставаться главным экономическим игроком. Так, по данным Всемирного банка, в рейтинге по критерию благоприятности условий для ведения бизнеса в 2012 г. среди 183 стран мира Россия сместилась на 120-е место.
Существенная трансформация структуры российского общества, для которой необходимо преобразование институтов собственности и власти, – длительный и сложный процесс. Между тем стратификация общества будет и дальше терять жесткость и однозначность, приобретая форму размытой системы, в которой переплетаются слоевая и классовая структуры. Безусловно, гарантом процесса обновления социальной структуры современного российского общества выступит формирование гражданского общества.
Проблема развития гражданского общества в России стоит остро, и мысль А. Грамши, сформулированная еще в первой трети XX в., о том, что "в России государство представляет все, а гражданское общество первобытно и расплывчато"[1], все еще не утратила своей актуальности. В отличие от Запада, в России сложился иной тип общественной системы, в основе которого лежит эффективность власти, а не эффективность собственности. Следует также учитывать тот факт, что в течение длительного времени в России практически отсутствовали общественные организации и оставались неразвитыми такие ценности, как неприкосновенность личности и частной собственности, правовое мышление, отсутствие инициативности, политического коллективного и группового выбора, составляющие суть гражданского общества. Тоталитаризм, далее авторитаризм блокировали саму возможность возникновения и предпосылок развития гражданского общества. К настоящему времени в России "по сути еще нет гражданского общества в затребованном историей смысле реально работающей, развитой, массовидной цивилизационной структуры, вернее, системы особых структур. А есть лишь отдельные, почти не связанные друг с другом маломощные организации, многие из которых едва ли оказывают влияние на жизнь страны и существуют как бы для самих себя и очень узкого круга лиц"[2].
В настоящее время в России можно выделить ряд условий, препятствующих становлению гражданского общества и правового государства:
– отсутствие обеспечения равенства граждан перед законом и судом;
– невыполнение в полном объеме правоприменительной практики, основывающейся на Конституции РФ и законодательной базе в целом;
– отсутствие автономности в деятельности трех ветвей государственной власти, обеспечивающих "систему сдержек и противовесов" в условиях демократии;
– нарушение избирательного права граждан, в частности посредством использования административного ресурса;
– ущемление прав и оттеснение на обочину политической жизни общественных организаций и движений, выражающих оппозиционные настроения;
– цензура контента массмедийного пространства, контроль и давление со стороны государства на СМИ;
– отсутствие стратегических национальных программ, декларирующих поддержку малого и среднего бизнеса;
– несоблюдение гарантий местного самоуправления в связи с финансовой зависимостью и административным давлением региональных органов государственной власти.
Как следствие, государству еще многое предстоит сделать, чтобы оно могло стать гарантом поступательного процесса формирования гражданского общества, создать надежные правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Особенность современной ситуации в России состоит в том, что элементы гражданского общества предстоит формировать во многом заново. В данном контексте можно выделить принципиальные направления становления гражданского общества:
– формирование и развитие новых экономических отношений, включающих плюрализм форм собственности и рынок, а также обусловленной ими открытой социальной структуры общества;
– появление адекватной данной структуре системы реальных интересов, объединяющих индивидов, социальные группы и слои в единую общность;
– возникновение разнообразных форм трудовых ассоциаций, социальных и культурных объединений, общественно-политических движений, составляющих главные институты гражданского общества;
– обновление взаимоотношений между социальными группами и общностями (национальными, профессиональными, региональными, половозрастными и др.);
– создание экономических, социальных и духовных предпосылок для творческой самореализации личности;
– формирование и развертывание механизмов социальной саморегуляции и самоуправления на всех уровнях общественного организма.
Сегодня в России гражданское общество еще не достаточно развито, многие его элементы вытеснены или "заблокированы", однако за годы реформирования произошли существенные изменения в направлении его формирования. Современное российское общество является квазигражданским, его структуры и институты обладают многими формальными признаками образований гражданского общества. В обществе абсолютное преобладание частных интересов над публичными не только на уровне обыденной жизни, но особенно в предпочтениях и поведении государственных служащих – от бюрократии до политиков. Политические партии и ассоциации все больше становятся орудием частных интересов и продвижения отдельных политиков, но не формой представительства и артикуляции интересов. В высших слоях власти формируется "государство в государстве" как средство обеспечения безопасности и личного благосостояния. Рядовой россиянин недооценивает групповую самоорганизацию, а наиболее распространенным социальным типом стал индивид, замкнутый в своих устремлениях на себя и свою семью. В преодолении такого состояния, обусловленного процессом трансформации, и состоит специфика современного этапа развития.
Разумеется, поиск новой российской идентичности невозможен без формирования правового государства и гражданского общества. В свою очередь, их развитие в полном объеме требует установления ценностей правовой культуры, их практического воплощения, что затронет не только сегодняшнее поколение россиян.
Выводы
1. Политическая культура – ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни.
Политическая культура включает в себя многообразные компоненты. К ним относятся: политический опыт, политические ориентации, политические мифы, политические символы, политическая социализация, модели политического поведения. Политическая культура определяет качественную сторону политической системы, специфику функционирования и эффективность ее деятельности.
2. Социокультурной основой демократии является гражданская культура, состоящая из элементов патриархальной, подданнической и активистской культур. Последний тип культуры является доминирующим при демократическом режиме. Он характеризуется ориентацией граждан па политическое участие. Гражданская культура характеризуется такими чертами, как наличие консенсуса относительно легитимности политических институтов, толерантность, чувство компетентности.
3. Процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества, называется социализацией. В зависимости от целей выделяют системную, гегемонистскую, плюралистическую и конфликтную модели политической социализации. Преобладание одной из четырех моделей зависит от типа политической системы и характера политической культуры.
4. Социализация человека в сфере политики представляет как бы двусторонний процесс. С одной стороны, она включает передачу индивиду существующих норм, ценностей, традиций, знаний, образцов политического поведения и ролей, с другой – преобразование их в свои собственные ценностные ориентации и установки. В итоге формируется социально-политическая зрелость индивида и способность участвовать в политических процессах.
5. В современном постиндустриальном обществе значительную роль в процессе политической социализации играют средства массовой информации – телевидение, радио, периодические издания, Интернет стали наряду с семьей, системой образования, церковью и политическими организациями важнейшими институтами социализации.
Основные понятия: политическая культура, политический стереотип, политический миф, политический символ, политическая социализация, модели политической социализации, политические ориентации.