Особенности современного менеджмента
Современная научно-техническая революция создает не только новые товары, услуги и технологии, но и порождает новые явления и тенденции в социально-экономической жизни общества. Речь идет о следующем [3].
Во-первых, коренным образом изменилась роль человека в производстве. Если раньше человек воспринимался лишь как один из факторов производства наряду с машинами и оборудованием, то сегодня он превратился в главный стратегический ресурс организации в конкурентной борьбе и источник прибыли. Это обусловлено способностью людей к творчеству, которая сейчас становится решающим условием успеха любой их деятельности.
Сегодня затраты, связанные с персоналом, представляются уже не досадными расходами, а инвестициями в "человеческий капитал". Их объектами являются организация медицинского обслуживания, отдыха, занятий спортом; создание условий творчества; развитие личных способностей и др. Поэтому XXI столетие становится веком человеческого измерения экономики.
Во-вторых, изменилась роль фирм. Увеличение масштабов их деятельности и появление гигантских производственных комплексов стали ощутимо воздействовать на общество и окружающую среду. В связи с этим в 60-х гг. XX в. сформировалась концепция социальной ответственности менеджмента перед обществом. Она реализуется путем принесения ему пользы через использование прибыли и участие в решении широкого спектра социальных проблем.
В-третьих, производство все больше ориентируется не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы потребителей, т.е. па небольшие по емкости рынки. Это приводит к невиданному росту предпринимательских структур, образованию большого числа малых и средних предприятий, усложнению всей системы связей между организациями, к высокой значимости таких критериев жизнеспособности бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды.
В-четвертых, фирма теперь рассматривается как открытая система, главные предпосылки успеха которой находятся в ее окружении. Поэтому первостепенной задачей менеджмента становится адекватное реагирование на различные внешние события. Успех такого реагирования обеспечивается на основе:
– ориентировки на предвидение в деле принятия решений;
– интеграции всех функций и сторон деятельности фирмы;
– учета интересов собственников, деловых партнеров, персонала, управленцев, местных властей.
В-пятых, другим становится подход к разработке и реализации управленческих решений. Ориентация на прошлый опыт и традиции – единовластие, конформизм, слепая исполнительность, неприятие риска – постепенно сменяется устремленностью в будущее, поощрением творчества, в том числе и коллективного, разумным риском.
В-шестых, ориентация менеджеров на точность и бесперебойность технологических и хозяйственных процессов сменилась нацеленностью на достижение конкретного результата, необходимого потребителю (повышение качества, экономия расходов, снижение цен). Иными словами, произошел переход от производственного к маркетинговому подходу в сфере управления.
В-седьмых, организации все чаще используют методы стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде, технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической жизни, требующая новых приемов менеджмента. Соответственно меняются структуры управления, в которых предпочтение отдается децентрализации; организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых; маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.
В-восьмых, все более наглядно проявляется тенденция к максимально возможному равноправию участников управленческого процесса.
В-девятых, изменяется характер внутренних взаимоотношений в организации. Агрессивность, конфронтация, конкуренция постепенно уступают место спокойствию, поиску компромиссов, консенсуса, сотрудничеству.
В-десятых, прежняя ориентация на количественные результаты постепенно дополняется стремлением обеспечить высокое качество во всех сферах деятельности организации.
Однако прежняя классическая модель менеджмента полностью не отвергается. Элементы командного управления используются в экстремальных ситуациях, когда требуются быстрая концентрация и оперативная координация ресурсов.
Особенностями современного российского менеджмента являются высокий интеллектуальный потенциал руководителей, большой опыт государственного управления и освоение высоких технологий. Но отечественный менеджмент сегодня находится еще в состоянии количественного роста, в то время как современная реальность все больше выдвигает требование совершенствовать качественные характеристики работы организаций, повышать конкурентоспособность продукции и услуг.
Опыт лучших российских предприятий показывает, что в последние годы они делали ставку на свои силы, на сохранение производственных и научно-технических коллективов, на профессиональное управление. Предприятия взяли на вооружение стратегию развития, основанную на инновационных преобразованиях ассортимента продукции в соответствии с требованиями рынка, использовании прогрессивной технологии, современных способов организации производства и управления.
Многие из руководителей, умело используя внутренние ресурсы предприятий и внешние источники, обновляли основные фонды, увеличивали число рабочих мест, успешно преодолевали кризис неплатежей и решали социальные вопросы. Анализ организации управления на указанных предприятиях, деятельности их руководителей позволяет выделить ряд базовых компенсаций менеджеров и основных черт профессионализма, к числу которых следует отнести:
1) стратегическое видение;
2 ) предприимчивость;
3) ориентацию на клиентов;
4) мотивацию достижений;
5) всесторонне обоснованное принятие решений;
6) организационные навыки.