ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МАРГИНАЛЬНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ

Понятие маргинальности (от лат. marginalis – находящийся на краю) служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким-либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным). Маргинальность – это понятие, обозначающее промежуточность, пограничность положения человека между какими-либо социальными группами; утрата человеком объективной принадлежности к тому или иному классу, сословию, группе без последующего вхождения в другую подобную общность, что накладывает определенный отпечаток на его психику.

Маргинальный человек – это человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д. Главным признаком маргинальности служит разрыв связей человека (социальных, культурных, поселенческих) с прежней средой.

Маргинальность может быть естественной и искусственно создаваемой или поддерживаемой. О естественной маргинальности следует говорить применительно к процессам экономического, социального или культурного характера, в силу которых во всяком обществе имеется свое "дно" в виде разорившихся и опустившихся элементов и групп, а также антисоциальных элементов – тех, кого отвергает само общество. Если процесс переструктурирования в обществе затягивается, маргинальность становится чрезмерно массовым и долговременным социальным явлением. В этом случае мы имеем дел с поддерживаемой маргинализацией. В результате сознательно проводимой властью политики искусственной маргинализации происходит перевод в периферийное, дискриминационное или ограничительное положение сотен тысяч и даже миллионов людей. Примером массовой искусственной маргинализации может служить холокост еврейской нации в середине прошлого века, проводимой фашистской Германией. Катастрофические размеры искусственная маргинализация приобрела в эпоху сталинизма. Члены семей врагов народа, спецпереселенцы, лишенцы и др. – все это значительная часть советского общества, искусственно ограничиваемая в социальных и политических правах, дискриминируемая и эксплуатируемая властью. В данном случае маргиналы приобретают черты социально устойчивой группы.

Типология маргинальности осуществляется в науке по различным основаниям:

этномаргиналы – это люди, сформированные миграциями в чужую среду или выросшие в результате смешанных браков;

биомаргиналы – те, чье здоровье перестает быть предметом заботы социума;

социомаргиналы – это группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения;

возрастные маргиналы – группы людей, формирующиеся при разрыве связи между поколениями;

политические маргиналы – те, кого не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы;

экономические маргиналы – это, например, пресловутые "новые бедные";

религиозные маргиналы – люди, стоящие вне конфессий или не решающиеся сделать выбор между ними, и др.

Специфика современной России заключается в продолжающемся углублении социального неравенства, что в значительной степени способствует маргинализации большой части населения. Обычными для современного человека становятся понятия "беспризорник", "бомж", "нищий" и т.д.

Тревожной тенденцией современности является увеличение доли маргиналов, приобретающих данный статус в результате их сознательного вытеснения на обочину жизни представителями "здорового" большинства. Маргинальный статус в современном мире стал не столько исключением, сколько нормой существования миллионов и миллионов людей. Маргинальное по сути положение в современном обществе (несмотря на декларируемую социальную защищенность) занимают одинокие старики, инвалиды, люди с хроническими заболеваниями (ВИЧ-инфицированные и т.п.), представители нетривиально мыслящей художественной и научной интеллигенции, этнических, сексуальных и религиозных меньшинств. Ныне маргинал – вовсе не какой-то чужак или прокаженный. Он схож со всеми, идентичен им и в то же время он – калека среди себе подобных.