Особенности содержания внешнеэкономических контрактов

Внешнеэкономические контракты В области ВИД, как правило, содержат следующие статьи (разделы):

- преамбулу и определение сторон;

- предмет договора;

- цену и общую сумму контракта; качество;

- срок и условия поставки; условия платежа; упаковку и маркировку товара;

- гарантии; штрафные санкции и возмещение убытков;

- страхование;

- форс-мажорные (непреодолимой силы) обстоятельства;

- арбитражную оговорку.

При купле-продаже нового оборудования, машин и другой сложной продукции в контракт обычно дополнительно включают: технические условия, обязательства по монтажу, техобслуживанию, доводке, условия командирования специалистов и др.

Необходимо отметить, что в ряде случае из-за несоответствия национальных законов ОГЛАВЛЕНИЕ некоторых положений внешнеэкономического контракта может быть противоречивым. Чтобы в максимальной мере исключить возникновение каких-либо споров, в контракте следует достаточно полно и четко формулировать все условия его исполнения. В частности, исчерпывающе и однозначно подходить к регулированию отношений сторон при невозможности исполнения принятых в контракте обязательств. При этом следует:

- устанавливать принцип освобождения сторон от ответственности из-за невозможности исполнения обязательств. Например, включая в контракт такое положение: "Сторона освобождается от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему контракту, если обстоятельство, повлекшее такое неисполнение, является следствием непреодолимой силы". Далее необходимо оговорить, что такие обстоятельства носят чрезвычайный и непредвиденный сторонами характер, возникли после заключения контракта и не зависят от воли сторон. Все форс-мажорные обстоятельства надо перечислить;

- предусмотреть обязанность сторон уведомлять в определенный срок о наступлении форс-мажорных обстоятельств, их прекращении, а также определить последствия от неуведомления об этом;

- указывать нейтральную организацию, способную объективно подтвердить факты наступления и прекращения форс-мажорных обстоятельств;

- устанавливать в контракте срок действия форс-мажорных обстоятельств, в течение которого договор остается в силе;

- предусмотреть порядок дальнейших отношений сторон в случае действия форс-мажорных обстоятельств и их последствий дольше оговоренного срока;

- определять обязанность стороны, для которой наступили форс-мажорные обстоятельства — предоставление сертификата о наступлении такого обстоятельства, где указывается место, время возникновения и продолжительность обстоятельства;

- оговаривать условия, при которых из-за наступления форс-мажорных обстоятельств исполнение контракта становится экономически нецелесообразным, и контракт может быть аннулирован без каких-либо взаимных претензий.

Особого внимания заслуживает при составлении контракта раздел "Качество", так как от качества поставляемой продукции во многом зависит соблюдение прав потребителей. Как правило, стороны при подготовке к заключению контракта договариваются о поставках товаров, соответствующих по своему качеству стандартам, техническим условиям или иной документации, устанавливающей требования к качеству продукции, образцам (эталонам). Вместе с тем, в контракте по согласованию могут быть предусмотрены более высокие требования к качеству, чем это указано в перечисленных выше документах.

Следует иметь в виду, что с введением в России обязательной сертификации продукции и услуг на их безопасность для определенного перечня товаров, ввозимых на территорию нашей страны, необходим такой документ. Безопасность товара подтверждается путем сертификации или признания сертификатов или иных свидетельств соответствия, выданных на рассматриваемый товар за рубежом. При этом сертификация производится на соответствие требованиям законодательных документов и стандартов, направленных на обеспечение жизни, здоровья потребителей, предотвращение причинения вреда имуществу и окружающей среде. Документом, подтверждающим безопасность товара, может быть: непосредственно сертификат соответствия на продукцию и свидетельство о наличии сертификата соответствия, выданного в результате признания иностранного сертификата на товар уполномоченным на это органом.

Товар, ввозимый в Россию, должен соответствовать требованиям безопасности, и подтверждение этого определенным документом должно быть указано в контракте. Это очень важно, так как декларант обязан предъявить таможенным органам сертификат соответствия или свидетельство до перемещения товара через таможенную границу. При нарушении этого таможенного требования товар на территорию России не пропускается. Наличия документа, удостоверяющего безопасность товара, требуют, как правило, таможни многих государств с цивилизованными рыночными отношениями, защищающие таким образом жизнь, здоровье, имущество потребителей и природную среду.

Другими очень важными условиями контракта являются те, которые специально определяют обязанности контрагентов по доставке товара и устанавливают момент перехода риска повреждения или утраты товара с продавца на покупателя. Эти специальные условия, по существу, определяют, кто из участников внешнеэкономического контракта несет ответственность за товар и оплачивает расходы по организации перевозки и транспортировке товара от продавца к покупателю. Расходы по доставке товара, которые несет продавец, включаются, как правило, в его цену. Они составляют так называемый базис цены, а потому указанные специальные условия часто называют базисными.

Практикой внешнеэкономических связей выработаны определенные торговые правила распределения риска поставки товара от продавца к покупателю, которые были унифицированы Международной торговой палатой и получили название базисных условий поставки товаров "Инкотермс" (табл. 34). При поставке товаров морским транспортом наиболее часто используются условия ФОБ, КАФ и СИФ.

Обычно условие ФОБ (свободно на борту судна или франко-борт судна) предполагает поставку продавцом товара на борт судна в порт отгрузки, указанный в контракте. При этом ответственность за товар переходит от продавца к покупателю с момента, когда товар пересечет планшир (брус, расположенный поверх фальшборта судна) или леер судна.

Условие КАФ (стоимость и фрахт) предполагает поставку товара продавцом до порта назначения с оплатой всех расходов по фрахту. При этом риск повреждения или утраты товара переходит на покупателя только после пересечения товаром борта судна в месте назначения.

Таблица 34. Сущность базисных условий поставки товаров ("Инкотермс") по внешнеэкономическим контрактам (по видам транспорта)

Условие

Базисное условие поставки товара

Аббревиатура, англ.. рус.

Вид транспорта

Е

Отгрузка

С завода (с указанием пункта). Варианты: с фабрики, рудника и т.п. EX WORKS (named place) Обязательства считаются выполненными продавцом при передаче товара покупателю на своем предприятии (заводе, фабрике, складе и т.п.). Продавец не отвечает за погрузку на транспортное средство, предоставляемое покупателем, а также за таможенную очистку товара для ввоза. Покупатель несет все риски и расходы по перевозке товара от предприятия-продавца к месту назначения, если в контракте не оговорено .-нее

EXW ФРЗ

Любой, в том числе смешанный

Основная перевозка не оплачена

ФРАНКО-ПЕРЕВОЗЧИК (с указанием пункта) FREE CARRIER (name place) Обязательства считаются выполненными продавцом с момента передачи товара, прошедшего таможенную очистку от пошлин для ввоза, покупателю в обусловленном контрактом месте

FCA ФРП

Любой, в том числе смешанный

СВОБОДНО ВДОЛЬ БОРТА СУДНА (с указание порта отгрузки)

FREE ALONGSIDE (named port of shipment) Обязательства считаются выполненными продавцом с момента размещения товара вдоль борта судна в обусловленном пункте отгрузки. После этого покупатель несет все расходы и риски по перевозке товара, а также он должен выполнить обязанности по таможенной очистке товара от пошлин для его вывоза (экспорта)

FAS ФРП

Морской и водный внутренний

Основная перевозка не оплачена

СВОБОДНО НА БОРТУ (с указанием порта отгрузки)

FREE ON BOARD (named port of shipment) To же, что и при условии ФАС, но только сразу после перехода товара через планшир (брус, расположенный поверх фальшборта судна) или леер судна в порту отгрузки

FOB ФОБ

Морской и водный внутренний

С

Основная перевозка оплачена

СТОИМОСТЬ И ФРАХТ (с указанием порта назначения)

COST AND FREIGHT (named port of destination) Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в порт назначения, а также на него возлагаются обязанности по таможенной очистке товара для его вывоза. Все риски и увеличение издержек, возникающие с момента перехода товаром планшира или леера судна, возлагаются на покупателя

CFR КАФ

Морской и водный внутренний

СТОИМОСТЬ. СТРАХОВАНИЕ И ФРАХТ ( с указанием порта назначения) COST, INSURANCE. FREIGHT (named port of destination)

CIF СИФ

Морской и водный внутренний

То же, что и при условии КАФ, но только с добавлением продавцу обязательств по заключению договора страхования товара на минимальных условиях и выплате страховщику страховой премии

С

Основная перевозка оплачена

ПЕРЕВОЗКА ОПЛАЧЕНА ДО (с указанием пункта назначения)

CARRIAGGE PAID ТО (named place of destination) Продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до пункта назначения, а также на него возлагаются обязанности по таможенной очистке товара для его вывоза. Все риски и возможное увеличение издержек переходят от продавца к покупателю в момент передачи товара перевозчику

СРТ ПРО

Любой, в том числе смешанный

ПЕРЕВОЗКА И СТРАХОВАНИЕ ОПЛАЧЕНЫ ДО (с указанием пункта назначения) CARRIAGGE AND INSURANCE PAID TO (named place of destination)

To же. что и при условии ПРО, но дополнительно продавец должен обеспечить заключение договора страхования товара на минимальных условиях и выплату страховщику страховой премии

CIP ПСО

Любой, в том числе смешанный

Д

Прибытие

ПОСТАВКА ДО ГРАНИЦЫ (с указанием пункта) DELIVERED AT FRONTIER (named place) Обязательства продавцом считаются выполненными тогда, когда очищенный от таможенных пошлин для вывоза товар доставлен в указанный на границе пункт (до поступления товара на таможенную границу принимающей стороны)

DAF ФРГ

Любой, в том числе смешанный

ПОСТАВКА С СУДНА (с указанием порта назначения)

DELIVERED EX SHIP (named port of destination) Обязательства считаются выполненными продавцом с момента предоставления им покупателю неочищенного от таможенных пошлин для ввоза товара в порту назначения. Все риски и расходы по доставке его в порт назначения несет продавец

DES ПСС

Морской и водный внутренний

Л

Прибытие

"ОСТАВИЛ. С ПР1'".- Д' :И (. указанием назначения)

DELIVERED EX QUAY (DUTY PAID) (named port of destination)

Обязательства считаются выполненными продавцом с момента предоставления им покупателю неочищенного от таможенных пошлин для ввоза товара на пристани (причале) порта назначения. Все риски и расходы, в том числе на пошлину для ввоза, по доставке товара в порт назначения несет продавец

П С

пеп

Морской и водный внутренний

ПОСТАВКА БЕЗ ОПЛАТЫ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ (с указанием пункта назначения) DELIVERED DUTY UNPAID (named place of destination)

DDU ФНО

Любой, в том числе смешанный

д

Прибытие

Обязательства продавцом считаются выполненными с момента доставки товара в пункт назначения страны ввоза. Продавец несет все риски и расходы по товару (исключая уплату налогов, пошлин и иных официальных сборов, взимаемых при ввозе товара), а также по выполнению таможенных формальностей

ПОСТАВКА С ОПЛАТОЙ ТАМОЖЕННОЙ ПОШЛИНЫ (с указанием пункта назначения) DELIVERED DUTY PAID (named place of destination)

To же. что и при условии ФНО. но с добавлением продавцу обязательств по несению всех рисков и расходов, связанных с ввозом товара (включая уплату налогов, пошлин и иных сборов, взимаемых при ввозе). Условие ФОП не может использоваться, если продавец не обеспечивает получение импортной лицензии

DDP ФОП

Любой, в том числе смешанный

Условие поставки товара СИФ (стоимость, страхование и фрахт) представляет собой разновидность условия КАФ, включает страхование товара на период транспортировки за счет продавца в пользу покупателя.