Особенности содержания и построения курса
Учебная дисциплина "Теория государства и права" имеет четыре основных блока вопросов:
1) общеправовой (общая теория права);
2) государствоведческий (теория государства);
3) связанный с характеристикой связей права и государства с другими социальными институтами и ценностями общества (сюда входит проблематика правового государства, социального государства, связей права и государства с религиозными организациями, политическими партиями и т.п.);
4) метатеории общей теории права и теории государства (проблематика предмета и методологии, функций, места в системе научного знания и т.д.).
Каждому из названных блоков в предлагаемом учебнике соответствует особый раздел.
Главным теоретическим блоком является, конечно, общая теория права. В подготовке студентов-юристов она занимает особое место. Общеправовая проблематика сопровождает весь процесс обучения в юридическом вузе. На положениях общей теории права базируется изучение учебных дисциплин, посвященных конкретным отраслям права. Однако в данном курсе общеправовым является третий раздел, т.е. он следует после раздела "Теория государства". Такое построение представляется правильным с точки зрения методики. То обстоятельство, что в названии учебной дисциплины "Теория государства и права" слово "право" следует ставить на первое место и главным является общеправовой блок, не означает, что в учебном процессе он должен опережать теоретический блок государствоведения. Напротив, предварительное изучение ряда вопросов теории государства позволяет перейти к общеправовой проблематике.
Любые явления, а тем более такие сложные, как право и государство, могут быть наиболее полно познаны лишь на основе совместного использования трех подходов:
1) субстанционального (лат. substantia – "сущность, основа") – характеристика сущности, строения, свойств явления, его форм;
2) функционального – характеристика функций явления, его динамики, закономерностей функционирования;
3) генезисного (греч. genesis – "происхождение") [1] – характеристика закономерностей зарождения, становления, развития явления.
Основной в этом ряду является субстанциональная характеристика явления: она дает понимание его сущности, строения, характерных свойств (субстанциональных признаков).
Функциональная и генезисная характеристики выступают как дополнительные к субстанциональной и вносят в общее понятие явления его функциональные и генезисные признаки.
Тем более сказанное о значении и порядке использования в описании тех или иных объектов субстанционального, функционального и генезисного подходов касается таких явлений, как государство и право, генезис которых скрыт от нас тысячелетиями, и на этот счет можно строить только более или менее достоверные предположения. Поэтому правильно и логично начинать характеристику как государства, так и права с их субстанциональной характеристики. Тем более что данные явления на сегодняшний день существуют перед нами в своем развитом виде, как "визуально обозримая" данность.
Кроме того, следует различать логику трех процессов:
1) реального становления и развития явлений и событий (онтологический процесс);
2) научного познания этих явлений и событий (гносеологический процесс);
3) изложения, передачи полученных сведений (процесс обучения).
Логика последних двух процессов в некоторой мере может совпадать: когда обучаемый ведется к тому или иному знанию по схеме научного поиска (методика проблемного обучения). А вот что касается онтологического процесса (реального, фактического процесса зарождения и развития явлений) и процесса обучения (процесса изложения знаний об этих явлениях), то их логика явно не совпадает. Ведь то обстоятельство, что государство и право сначала зарождались, а потом развивались, не значит, что изложение характеристик последних следует начинать с вопросов их происхождения. В этом варианте получается, что обучаемому субъекту объясняется происхождение неизвестного явления. На таком пути трудно объяснить и понять не только суть права и государства, но и сам процесс их возникновения.
Подобный метод освоения данной проблематики вполне объясним для советского периода отечественной истории, когда марксистская теория происхождения государства, изложенная в работе Фридриха Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", считалась единственно верной. В этом труде параллельно с формулированием версий происхождения государства излагались признаки государства, раскрывалось его понятие, т.е. наряду с генезисным применялся и субстанциональный подход.
Имея перед собой государство и право в развитом виде, их описание в учебной литературе следует начинать с позиций субстанционального подхода (соответствующие вопросы обозначаются преимущественно как "понятие государства" и "понятие права"). Затем дополнять субстанциональную характеристику (сущности, строения, свойств) функциональной характеристикой и завершать – более или менее достоверными версиями происхождения государства и права. На этом основании в предлагаемом учебнике темы происхождения (генезиса) права и государства излагаются после их понятийных и функциональных характеристик