Особенности рынка технического объекта как объекта оценки
Согласно МСО "рынок представляет собой среду, в которой товары и услуги переходят от продавцов к покупателям через посредство механизма цен. Понятие рынка подразумевает возможность перехода товаров и (или) услуг из рук в руки без излишних ограничений на деятельность продавцов и покупателей. Каждая из сторон действует в соответствии с соотношениями спроса и предложения и другими факторами ценообразования, в меру своих возможностей и познаний, представлений о сравнительной полезности данных товаров и (или) услуг, а также с учетом своих индивидуальных потребностей и желаний". Это также и место, где осуществляются эти операции, поэтому рынок может быть местным, региональным, национальным или международным.
Рынок машин и оборудования – это система взаимосвязанных механизмов, обеспечивающих их создание, куплю-продажу, эксплуатацию и развитие.
Сделки на этом рынке заключаются па товарной бирже, по каталогу, по почте, по телефону, в системе Интернета и т.д. Для обеспечения функционирования рынка создаются различные учреждения, т.е. происходит инфраструктурное обустройство рынка: товарная биржа, торговые дома, торговопосреднические фирмы, коммерческие центры и компании, лизинговые фирмы, ярмарки, аукционы. Государственный надзор осуществляют государственные инспекции различных направлений (Федеральная антимонопольная служба – ФАС России и пр.).
Некоторые СМИ (в частности, "Российская газета" в своем специальном выпуске "Машиностроение") утверждают, что потребительский рынок восстановлен и обладает значительными объемами, хотя в ряде отраслей, таких как авиастроение, он пополняется за счет государственного лизинга. В рейтинг крупнейших машиностроителей РФ входят "АвтоВАЗ", "ГАЗ", "КАМАЗ", ПВО "Алмаз". "Форд моторе", "Северсталь", "Трансмашхолдинг", "Силовые машины", "Энергомаш" и др.
В условиях рыночной экономики все удовлетворяемые запросы потребителя служат товаром (предметом рыночных отношений). В связи с этим технические объекты – тоже товары, но характеризующиеся рядом особых свойств. С одной стороны, технические средства представляют собой средства труда, с другой – предметы труда. В отличие от недвижимости, машины и оборудование как товар не обладают специфическими особенностями, которые отличают недвижимость от любого другого товара: уникальностью и неподвижностью. Любой технический объект как объект оценки принципиально может быть воспроизведен, причем серийно, и перемещен. Эти обстоятельства во многом определяют специфику рынка машин и оборудования.
1. Значительное разнообразие видов, типов и конструктивных исполнений ТО; оценщик может не знать обо всех модификациях или даже не иметь представления о принципе действия и назначении некоторых оцениваемых объектов.
2. Большое количество специального и специализированного оборудования, но которому отсутствует легкодоступная информация, в том числе ценовая (прейскуранты, каталоги и т.п.); ограниченность ценовой информации по многим моделям (маркам), не пользующимся широким спросом на рынке.
3. Относительно короткий по сравнению с недвижимостью "срок экономической жизни" (5–35 лет), что влияет на мобильность, изменчивость рынка ТО.
4. Необходимость проведения оценки не только выпускаемых в настоящее время, но и снятых с производства ТО.
5. Разделение рынка на рынок новых и подержанных ТО ("первичный" и "вторичный").
6. Необходимость отслеживания и учета времени появления на рынке новых модельных рядов и регулярно обновляемого оборудования в связи со значительным снижением цен на старые модели при появлении новых моделей (марок) ТО.
7. Необходимость тщательного учета величины комиссионных, таможенных пошлин, стоимости перевозки, монтажа, наладки и иных сопутствующих расходов, что создает специфику формирования полных затрат.
8. Модернизация и изменение комплектации в процессе эксплуатации (в отличие от того, что показывает техпаспорт).
9. Существенное влияние функционального устаревания и физического износа на стоимость ТО, причем функциональное устаревание наступает часто раньше физического в связи с более быстрым развитием НТП по сравнению с рынком недвижимости.
10. Менее существенное влияние субъективных факторов, мотиваций покупателя и продавца.
11. Слабое влияние на цену социальных, административных, экологических и других факторов.
12. Меньшее влияние такого стоимостного фактора, как местоположение.
13. Необходимость учета ценовой политики продавца на дату продажи: региональных цен, отражающих тактику внедрения товара на рынок, цикл производства и жизненный цикл товара.
14. Гибкие системы регулирования цен, скидок и других стимулов в зависимости от количества приобретаемых ТО (опт, розница) и условий оплаты, что важно учитывать при определении цен продажи аналогов.
15. Наличие конфиденциальных (договорных) сделок, когда в договоре указывается не та цена, по которой реально произведена покупка.
16. Дифференциация уровня цен в зависимости от уровня конкуренции.
17. Отсутствие общепринятых и всем понятных удельных ценовых характеристик для сравнения (например, таких как долл./кв. м – для недвижимости).
18. "Нелинейная" зависимость цены от технических характеристик.
19. Низкие трансакционные издержки, часто отсутствие регистрации, простые правовые условия осуществления сделок (исключение составляют морские, речные и воздушные суда, которые по закону отнесены к недвижимости).
20. Широкий разброс ликвидности вплоть до полного неликвида.
21. Высокий удельный вес импортного оборудования на рынке ТО.
22. Наличие отечественных и импортных товаров-конку- рентов; наличие оригинальных и лицензионных изделий.
23. Формирование индивидуальных цен на изделия с одинаковыми характеристиками от разных производителей (например, тренажеры "Кеплер" и производства о. Тайвань), наличие на рынке одинаковых цен на изделия с существенно отличающимися характеристиками от разных производителей.
24. Отсутствие практики покупки ТО как средства сохранения капитала или в спекулятивных целях.
25. Большие сложности при получении кредита под оборудование в отличие от недвижимости (ипотека).
26. Использование специфических и весьма эффективных схем финансирования при осуществлении инвестиций в технические средства, таких как лизинг или финансовая аренда и т.д.
Участники рынка машин и оборудования:
• продавцы и покупатели;
• арендодатели и арендаторы;
• производители;
• официальные представители (дилеры);
• брокеры (посреднические торговые фирмы);
• оценщики;
• консультанты (представители научно-технических организаций, контролирующих, сертификационных, ремонтных и других учреждений);
• финансовые структуры (банки);
• страховые, лизинговые и юридические компании;
• государственные организации, министерства, ведомства и др.