Особенности русского и западноевропейского классицизма

Русский классицизм основан, конечно, на тех же принципах, что и классицизм европейский. Он так же привержен большим обобщениям, общечеловеческому, стремится к гармонии, логике, упорядоченности. Идея Отечества, его величия, так же как и идея "естественного человека" Руссо, – основные в его программе. Высокогражданственное чувство прежде всего сказалось в архитектуре, которая в качестве композиционной и стилевой основы всех искусств наиболее полно отражает рождение всякого нового стиля, – в архитектуре дворцов, правительственных зданий, загородных ансамблей; а кроме того, в монументально-декоративной скульптуре, в исторической живописи и даже в таком, казалось бы, отдаленном от прямого выражения идеи государственности жанре, как портрет и пейзаж. Классицизм стал универсальным явлением, поскольку сумел проявить себя в той или иной мере во всех видах искусства.

Но русский классицизм XVIII в. имеет свои специфические черты. В нем отсутствует идея жесткого подчинения личности абсолютному государственному началу. В этом смысле русский классицизм ближе к самим истокам, к искусству античному. Но не к римской античности, а к греческой, с характерным для нее воплощением идеальных понятий логического и разумного, естественности, простоты и верности природе, выдвигавшихся просветительской философией в качестве исходных критериев прекрасного и взятых в их русском понимании. Античная и ренессансная система композиционных приемов и пластических форм пересматривалась русскими художниками применительно к национальным традициям, русскому образу жизни.

Распространению идей классицизма во многом способствовала политическая ситуация первого десятилетия екатерининского правления, когда дворяне возлагали искренние надежды на демократические преобразования общества и видели в самой Екатерине II идеал просвещенной монархини. В соответствии с идеями европейского Просвещения гражданин, сопричастный судьбам родины, по-настоящему счастлив, если живет в гармонии с природой, в союзе с которой он черпает свои нравственные силы. Русский классицизм, думается, овеян более теплым и задушевным чувством, менее официален, чем его европейский прототип.

Сложение классицистического стиля, его периодизация. Русский сентиментализм

Охватывая более полувека в русской художественной культуре, в своем развитии русский классицизм проходит несколько этапов (в этом разделении историки искусства опираются прежде всего на архитектуру как композиционную и стилистическую основу в ансамбле искусств): ранний (1760-е – первая половина 1780-х гг.) с еще более или менее выраженными чертами барокко и рокайля; строгий, или зрелый (вторая половина 1780-х – 1790-е гг., вплоть до 1800 г.), с его принципами тяготения к антикизации; и поздний, просуществовавший до 1830-х гг. включительно, именуемый иногда ампиром, хотя термин мог возникнуть только после создания наполеоновской империи (1804) и никак не распространяется на все три десятилетия.

Благодаря отсутствию в нем суровой нормативности параллельно развиваются иные стилевые направления. Изобразительное искусство становится сферой сосуществования с классицизмом сентиментализма и предромантизма – процесс более поздний, чем в литературе, но не менее напряженный. Еще от эпохи рокайля ведут свое начало псевдоготика, а также шинуазри ("китайщина"), тюркери ("туретчина") и жапонез ("японщина"), которые используют традиции искусства Дальнего Востока и Передней Азии. Собственно классицизм зародился в России в русле изысканного рококо и пышного елизаветинского барокко. Высокий пафос его не исключал интереса к интимной стороне человеческого существования. В изображении быстро уходящей, полной прелести, земной жизни видны черты, предваряющие молодого Н. М. Карамзина. Уходящее рококо оказало определенное воздействие на формирующийся сентиментализм, который, в свою очередь, повлиял на романтизм XIX в. В переплетении разных стилей, рождении одного в другом и состоит очарование русского классицизма. В скульптуре вообще наблюдается постоянная борьба уходящего барокко с нарождающимся классицизмом (об этом см. гл. 14).

Рожденный на английской почве, сентиментализм в России имел самые тесные связи с предшествующим искусством середины столетия – с искусством рококо: он углубил его интерес к внутреннему миру человека, к прихотливым извивам его души. Но вместе с тем русский сентиментализм с его культом душевного равновесия был очень близок и самому классицизму, с которым развивался параллельно, обладая при этом собственной мировоззренческой природой.

Например, "ампирные" портреты В. Л. Боровиковского начала 1800-х гг. с их культом семейственности близки духу сентиментализма, основным его положениям. В свою очередь, "сентиментальные" портреты того же мастера 1790-х гг. во многом выражают идеи "естественного человека", столь характерные для программы классицизма. Взволнованность, живое обращение к зрителю в портретах поздних Д. Г. Левицкого или Ф. И. Шубина, ощущение трагических предчувствий в баженовских постройках говорят о кризисе классицистического понимания гармоничной личности, о существенных изменениях в эстетике, наступающих вместе с новым XIX столетием.