Особенности развития отдельных видов упаковки в мире
Исследование компании "Pira International" сообщает о том, что спрос на транспортную упаковку для розничных продаж (Retail-Ready Packaging – RRP) достигнет 27 млн т к 2016 г. Самое большое увеличение спроса произойдет на развивающихся рынках, особенно в Латинской Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе, однако остаются возможности и для расширения на более зрелых рынках. Движущими факторами увеличения спроса на упаковку RRP называют рост населения, расширение сетей супермаркетов по всему миру, а также развитие печатных технологий и широкое использование картона с верхним беленым слоем. Основной движущей силой развития формата RRP в компании называют ценовой контроль. Ритейлеры находятся под постоянным давлением, они должны снижать цены и увеличивать маржу, и одновременно угождать покупателю. Формат RRP позволяет ритейлерам экономить на затратах на оплату труда, увеличивать выработку и уменьшать количество ситуаций, связанных с нехваткой товара. Значительная часть издержек торговых предприятий приходится на последние 50 м путешествия товара от распределительного склада до магазина, на участок между служебным входом и полкой магазина. Рационализируя доставку на этом участке, ритейлер значительно увеличивает свой доход. Транспортная упаковка для розничных продаж включает упаковку, пригодную для выкладывания на полки (Shelf-Ready), например гофролотки; упаковку, пригодную для выставления (Display-Ready) – отдельно стоящие дисплеи, паллеты; инфраструктурную упаковку (Infrastructure-Ready) – ящики па колесиках и др.
Спрос на ПЭТ-бутылки увеличивается в среднем на 5,3% ежегодно, и к 2015 г. потребление будет насчитывать 7,7 млрд бутылок, сообщается в исследовании компании "Pira International" (рис. 4.24). Согласно отчету, основным двигателем спроса станет проникновение ПЭТ-бутылок в сферы, не доступные для стеклянной упаковки.
Рис. 4.24. Образец ПЭТ-бутылки
Увеличивается спрос на ПЭТ-бутылки для соков, нектаров, готового к употреблению чая и др. Доминирующими рынками использования ПЭТ-бутылок являются Центральная и Восточная Европа. В "Pira International" ожидают, что в этих регионах будет хорошее увеличение спроса, однако ниже, чем в докризисные 2003–2008 гг. Главной причиной этому послужит значительная зрелость рынка. В Азиатско- Тихоокеанском регионе самый большой спрос на ПЭТ-тару ожидает Китай, однако, как сообщается в докладе, спрос будет ниже, чем ожидается участниками рынка. Незначительное увеличение спроса ожидает Западную Европу. Увеличится спрос и в Северной, Южной и Центральной Америке, однако рост здесь начинается с низкого уровня.
В результатах исследования компании "Pira International" сказано, что спрос на потребительскую тару к 2016 г. достигнет уровня 27 млн т, в сравнении с 19 млн т в 2010 г. Потребительская тара производится из жесткого пластика, гофрированного или тарного картона и названа в исследовании быстрорастущим сегментом рынка упаковки. Основным двигателем роста в отчете "Будущее потребительской тары" названо стремление торговых сетей повысить эффективность работы за счет снижения количества операций при доставке товара на полки магазинов. Другой причиной повышения спроса будет рост потребления продуктов питания, с 6,2 млрд т в 2010 г. до почти 9 млрд т в 2016 г.[2] Упоминаются такие преимущества потребительской тары, как улучшение узнаваемости продуктов, быстрое пополнение выкладки, снижение потерь и привлекательный внешний вид. Потребительская тара в 78% случаев используется для упаковки продуктов питания, в 16% – для упаковки напитков и в 6% – для непродовольственных товаров. В 2010 г. пластиковая потребительская тара занимала 24% рынка, однако в дальнейшем ее использование будет расти опережающими темпами.
Согласно данным компании "Pira International", оборот на мировом рынке гибкой упаковки в 2011 г. составил 58,3 млрд долл. США. Рост в данном секторе ожидается на уровне 4,1% в год и к 2016 г. оборот составит 71,3 млрд долл. США[3]. В новом исследовании "Pira International" говорится о том, что гибкая упаковка постепенно замещает другие традиционные виды (металлические банки, стеклянные и пластиковые бутылки, картонные пакеты для напитков). Увеличению спроса на гибкую упаковку также способствует и расширение ассортимента товаров, которые постоянно предлагают владельцы брендов, движимые ростом конкуренции. Благодаря длительному сроку годности и хорошим защитным свойствам растет популярность барьерной гибкой упаковки. Владельцы брендов ценят гибкую упаковку за универсальность, дешевизну, легкость. Рынки гибкой упаковки в Северной Америке и Западной Европе достигли зрелости, и здесь ожидается небольшое увеличение спроса. Самый большой потенциал - за развивающимися странами. Самая большая доля мирового рынка гибкой упаковки в 2011 г. принадлежала Азии – 29%, за ней следуют Северная Америка и Западная Европа. Азия также считается самым быстроразвивающимся рынком, в ближайшие пять лет спрос на потребительскую гибкую упаковку будет увеличиваться на 7,9% ежегодно. К концу 2016 г. Азия будет потреблять около 55% всей гибкой упаковки. Самыми крупными потребителями в "Pira International" называют Китай и Индию. Три четверти всей гибкой упаковки приходится на сектор продуктов питания. На первом месте - упаковка для рыбы, птицы и мяса, затем для кондитерских и хлебобулочных изделий. На данный момент самым крупным производителем гибкой упаковки считается компания "Amcor". Она производит около 25% всей гибкой упаковки, потребляемой в Европе.
В целом доля гибких полимерных материалов на рынке упаковки растет с каждым годом. И это неслучайно, ведь полимерные пленки гораздо экономичнее, функциональнее, а зачастую и экологичнее других видов упаковки. Гибкие полимерные материалы имеют широкую область применения – благодаря возможности комбинации различного сырья и добавок в слоях пленки можно добиться практически любых физико-механических и барьерных свойств.
В 2014 г. планируется ввести в действие новую директиву ЕС по упаковке, которая возложит ответственность за обеспечение того, чтобы "упаковка не была избыточной для использования по назначению и была пригодна для повторной переработки, утилизации в качестве топлива или для компостирования"[4], исключительно на производителя упаковки. Особое внимание будет уделяться тому, чтобы минимизация отходов и утилизация стали частью производства упаковки еще на стадии ее проектирования, чтобы гарантировать эффективность использования ресурсов, а также защиту продуктов.
Статистическое бюро Европейского союза (Евростат) утверждает, что отходы упаковочного материала из пластика в странах ЕС-15 увеличились с 9,9 млн т в 1998 г. до 13,1 млн т в 2008 г., т.е. его доля увеличилась с 17,9 до 21,6%. Из этого количества 40% муниципальных отходов было отправлено на свалку, 20% – сожжено, 23% – утилизировано и 17% – компостировано.
При создании упаковки для внешнего рынка необходимо учитывать:
• климатические условия на рынке, а также в пути следования товара;
• как будут обращаться с товаром;
• количество времени, которое товар будет находиться на внешнем рынке, пока пройдет через большое число посредников;
• сколько времени товар может находиться на складах.
Анализируя упаковку как элемент рекламы на внешнем рынке, необходимо учитывать следующие моменты.
1. Размер упаковки. Широкое применение автомобильного транспорта для перевозки товаров и развитие системы розничной продажи через крупные супермаркеты диктует необходимость использования упаковок больших размеров, однако в развивающихся странах низкий доход на душу населения может потребовать индивидуальной упаковки товара (например, лезвия для бритья, жевательная резинка, сигареты – поштучно).
2. Стоимость упаковки. Стандартная упаковка может оказаться неоправданной, если значительно повышает стоимость содержимого.
3. Местные обычаи в отношении цвета упаковки. Белый цвет в странах Дальнего Востока ассоциируется с трауром.
4. Требования законодательства. В Венесуэле, например, не разрешаются реклама упаковки товаров, которые могут служить подарком. Например, во многих странах действуют специальные законы для упаковки табачных изделий. Особый вид упаковки существует у фармацевтических изделий, лекарственных препаратов, на которой необходимо указать, что к приложенной инструкции при необходимости нужно получить дополнительную информацию у врача, что препараты хранятся в прохладном месте, подальше от детей и т.п. Существуют международные нормы, которые регламентируют размеры и прочность упаковки в зависимости от вида перевозки.
5. Опознавание. Предметы для туристов (например, кинопленка "Кодак") должны быть узнаваемые во всех странах мира и поэтому требуют стандартной упаковки.
6. Образованность потребителя. Например, в странах с более низким уровнем образования большое значение для упаковки имеют рисунки, а не текст. Все надписи на упаковке должны быть на языке стран-покупателей (обычно на 4–6 языках).
Большинство занимающихся продвижением товара понимают, что для потребителя упаковка и товар сливаются в единое целое, более того, во многих случаях именно упаковка и олицетворяет продукт. Иногда менее качественный товар, упакованный более привлекательно, быстрее находит сбыт, чем более качественный, но менее привлекательно упакованный.
При выборе той или иной упаковки товара необходимо помнить о возможностях его сочетания с общим дизайном, фирменными цветами магазина и торгового оборудования. Очень важно учитывать цвет упаковки и при формировании товарного ряда на стеллажах и полках в торговых залах.