Особенности развития муниципальной службы в России

Становление местного самоуправления началось с принятия Закона СССР от 09.04.1990 "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР"[1] и Закона РСФСР от 06.07.1991 № 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР"[2].

Впоследствии местное самоуправление было закреплено в гл. 8 Конституции Российской Федерации. Здесь обобщенно отражены вопросы, которые решаются в рамках местного самоуправления, а также формы волеизъявления граждан, территориальные и структурные особенности осуществления местного самоуправления, гарантии со стороны государственной власти Российской Федерации.

Следующим этапом было принятие Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Φ3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" трактует местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и/или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Муниципальная служба, в свою очередь, может рассматриваться как непосредственное участие граждан в решении вопросов местного самоуправления[3], в достижении поставленных целей местного уровня путем выполнения обязанностей и полномочий на муниципальных должностях.

В Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе Российской Федерации" говорится, что муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). В России муниципальная служба появилась относительно недавно, а до начала 1990-х гг. местное самоуправление было включено в систему государственной власти[4].

Российская муниципальная система максимально близка к англосаксонской системе, в которой муниципалитеты отделены от государственной власти и самостоятельно решают вопросы на местах.

В то же время имеет место и существенное отличие российской муниципальной системы от англосаксонской. Оно заключается в том, что, несмотря на официально закрепленное положение о самостоятельности органов местного самоуправления, в настоящее время на принятие эффективных решений местных вопросов негативно влияют в числе прочих следующие негативные факторы:

– отсутствие реальных рычагов воздействия на предприятия со стороны администраций моногородов;

– бюджеты муниципальных образований формируются по остаточному принципу финансирования их деятельности, а не основаны на нормативноправовом методе как основе регулирования межбюджетных отношений[5].

Существующие в настоящее время сложности, связанные с осуществлением деятельности муниципальной службы в Российской Федерации, обусловили необходимость проведения реформы муниципальной службы, которая не завершена до настоящего времени.