Особенности разработки устава народного предприятия
Устав определяет общие основы организации и деятельности народного предприятия. Он является основополагающим документом системы управления предприятием.
Федеральный закон "Об акционерных обществах", как и Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", определяет организацию управления только в высших звеньях системы управления общества и не устанавливает каких-либо норм построения и функционирования системы управления в целом, за исключением указания на компетенцию наблюдательного совета утверждать внутренние документы народного предприятия, предусмотренные его уставом. Установленные этими законами правовые нормы в уставе народного предприятия также не дают указаний о построении системы управления.
Вместе с тем управление предприятием может быть эффективным только в случае, если система управления высоко организованная и документированная. Эти документы должны устанавливать цели деятельности предприятия, определять механизмы воздействия и конкретные функции управления, необходимые для достижения этих целей, обеспечивать полноценное использование этих механизмов и качественное выполнение функций и задач управления руководителями и специалистами. В них должно быть определено не только то, что надо сделать, но и как сделать, кто и в какие сроки должен организовать управленческие воздействия на те или иные факторы управления, а также установлено: кто и за что (за достижение каких показателей) несет коллективную и персональную ответственность и каким образом стимулируется за инициативу и положительные результаты деятельности. Все это говорит о том, что состав внутренних документов не может быть произ-
Схема 4.18. Укрупненный алгоритм разработки устава и оргпроекта системы управления народным предприятием
– исходные документы; – связи между корпоративными документами
вольным и их ОГЛАВЛЕНИЕ должно быть взаимосвязано. Поэтому устав предприятия следует разрабатывать на основании оргпроекта его системы управления. При этом должны быть использованы как нормы, установленные законодательством, так и положительный опыт организации управления на предприятиях.
Укрупненный алгоритм разработки устава и оргпроекта системы управления народным предприятием (СУ НП) приведен на рис. 4.18.
Важным этапом разработки устава НП являются отбор законодательных норм, подлежащих включению в устав, и разработка корпоративных норм устава на основе норм федеральных законов, предусматривающих предписание или дозволение включить в устав корпоративную норму или согласие на приоритет корпоративной нормы. При разработке таких норм необходимо выявить факторы (условия), определяющие норму, разработать 2–3 варианта нормы и выбрать предпочтительный вариант.
Версия факторов, определяющих корпоративные нормы устава НП на основе Федерального закона "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)", приведена в табл. 4.6.
Таблица 4.6
Факторы, определяющие корпоративные нормы, устанавливаемые уставом НП на основе Федерального закона "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"
Норма Федерального закона |
Факторы (условия), определяющие корпоративную норму, или версия решения |
|
Пункты 2, 3 ст. 5. 2. Дополнительные акции народного предприятия, а также акции, выкупленные народным предприятием у его акционеров, распределяются между всеми имеющими на то право работниками народного предприятия пропорционально суммам их оплаты труда за отчетный финансовый год. 3. На вновь принятых на работу работников народного предприятия распространяется действие пункта 2 настоящей статьи в случае, если они проработали не менее трех месяцев в отчетном финансовом году. В случаях, предусмотренных уставом народного предприятия, может быть установлен иной период работы работника народного предприятия, по истечении которого он может быть наделен акциями народного предприятия в указанном в пункте 2 настоящей статьи порядке, однако этот период не может быть менее трех месяцев и более 24 месяцев |
Период, по истечении которого вновь принятый работник наделяется акциями, целесообразно определять исходя из отношения работника к труду и соблюдения им хозяйственных интересов трудового коллектива |
|
Пункт 1 ст. 6. Один акционер народного предприятия, являющийся его работником (далее работник-акционер), не может владеть количеством акций народного предприятия, номинальная стоимость которых превышает 5 процентов уставного капитала народного предприятия. Максимальная доля акций народного предприятия, которой может владеть один работник-акционер, установленная абзацем первым настоящего пункта, может быть уменьшена уставом народного предприятия |
Следует учитывать численность работников- акционеров предприятия. Возможно, максимальная доля акций должна составлять 2–10-кратную среднюю долю акций, приходящуюся на одного работника-акционера |
|
Пункт 3 ст. 8. Продажа акций народного предприятия, находящихся на его балансе, генеральному директору народного предприятия, его заместителям и помощникам, членам наблюдательного совета и членам контрольной комиссии не допускается. Уставом народного предприятия может быть установлен дополнительный перечень лиц, продажа акций народного предприятия которым не допускается |
Общим принципом введения этого ограничения должен быть: не допустить создания группировки, владеющей более 25 процентами акций |
|
Пункт 1 ст. 12. Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью народного предприятия и может принимать решения по всем вопросам, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров, а также вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом народного предприятия к компетенции генерального директора народного предприятия |
Уставом к компетенции наблюдательного совета следует относить вопро сы оперативного управления, решение которых имеет важные последствия на ближайшую перспективу или требует коллегиального рассмотрения |
|
Пункт 2 ст. 12. К исключительной компетенции наблюдательного совета относятся следующие вопросы: ...6. утверждение внутренних документов народного предприятия, предусмотренных уставом народного предприятия |
Определение состава внутренних документов народного предприятия целесообразно осуществлять на основании разработки оргпроекта системы управления народным предприятием (схема 4.12) |
|
Пункт 1 ст. 13. К компетенции генерального директора народного предприятия относятся все вопросы руководства текущей деятельностью народного предприятия, за исключением вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом народного предприятия к компетенции общего собрания акционеров или наблюдательного совета |
Уставом к компетенции общего собрания следует относить: • вопросы стратегического характера, решение которых имеет важные долгосрочные последствия; • вопросы, решение которых затрагивает интересы всех акционеров |
|
Пункт 2 ст. 13. Генеральный директор народного предприятия избирается решением общего собрания акционеров на срок, определенный уставом народного предприятия, но не более чем на пять лет, и может избираться неограниченное число раз. |
Уставом целесообразно определить, что при избрании генерального директора на первый период, он избирается на срок 3 года, на последующие периоды – на срок 4 (или 5) лет |
|