Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка
Ребенок в развитии может опережать сверстников, что находит отражение в его социокультурном мире. Сдерживать это развитие не следует. Наоборот, необходимо стимулировать его проявление с учетом индивидуальной предрасположенности. Важно позаботиться о среде, где бы он мог реализовать себя, свою культуру. Ребенок может и отставать в развитии. В этом случае также необходимо стимулировать его развитие.
Таким образом, в каждом случае требуется свой подход в стимулировании социокультурного развития и воспитания ребенка. Такая деятельность исключительно индивидуальна и зависит от причин задержки личностного, средового и (или) воспитательного характера. К основным факторам, существенно влияющим па социокультурный мир ребенка, относятся:
– "возрастная" (усвоенная) культура;
– родители, воспитатели, старшие, сверстники, все те, с кем он преимущественно взаимодействует;
– среда жизнедеятельности, с которой непосредственно взаимодействует ребенок дома, на улице, в детском саду;
– деятельность по стимулированию формирования и развития социокультурного мира ребенка;
– личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах его интеллектуально-творческой деятельности.
Охарактеризуем их подробнее.
"Возрастная" (усвоенная) культура ребенка является результатом воздействия детской субкультуры, социокультурной среды, в которой жил и развивался ребенок, на его своеобразие и воспитание. В то же время, для каждого возраста имеются свои особенности формирования и проявления субкультуры.
Родители, воспитатели, старшие, сверстники – это те, кто является носителями и трансформаторами культуры, во взаимодействии с которыми происходит становление и развитие социокультурного мира ребенка. Общение, взаимодействие ребенка с другими людьми является естественной формой его самопроявления. Народная мудрость гласит: "с кем поведешься того и наберешься".
Начальное взаимодействие – "ребенок – родитель", предполагает взаимодействие культуры взрослого человека с социокультурным миром ребенка. Как правило, наиболее благоприятные условия для социального развития, усвоения культуры создаются во взаимодействии с матерью. Она выступает главным защитником, опорой, источником удовлетворения потребностей ребенка, что и определяет его отношение к ней как источнику социокультуры.
С возрастом ребенок начинает взаимодействовать и с другими людьми, которые вызывают его социальный интерес. Приоритетом чаще всего пользуются сверстники. Взаимодействие ребенка с ребенком является важнейшим фактором (источником) для подражания и стимулирования социального развития дитя. В детской среде быстрее формируются общие интересы, достигается взаимопонимание, проявляются увлечения. Это явление важно учитывать. Так итальянский гуманист Матео Вежио (1406–1458) писал, что дети больше всего воспитываются примерами, надо предохранить их от дурных товарищей и дурного общества.
По мере развития интерес ребенка к взрослым чаще всего снижается. Это объясняется многими причинами, и прежде всего нарушением взаимопонимания – "конфликт поколений", формированием извечной проблемы "отцы и дети". Одновременно усиливается интерес и стремление к взаимодействию со сверстниками, включение в сообщества, что характерно для подростков и юношества.
Среда жизнедеятельности, с которой непосредственно взаимодействует ребенок дома, на улице, в детском саду. Человек развивается в определенной средовой обстановке. Это – своего рода фон, на котором формируется личность. Каждый фактор среды – семья; квартира, ее убранство и место расположения; дом, в котором живет ребенок (в городе, деревне); улица; люди, с которыми взаимодействует ребенок, представляющие своего рода пример старшего или сверстника и многие другие – имеет свои социально-педагогические возможности. Их изучение позволяет определить возможности влияния на социальное формирование личности и целесообразности профилактики.
Деятельность по стимулированию формирования и развития социокультурного мира ребенка носит целенаправленный и (или) стихийный характер. Родители, которые уповают на то, что все дети вырастают, вырастет и их, в большей степени предпочитают стихийность воспитания. Основной задачей социально-педагогической деятельности взрослых по отношению к детям выступает обеспечение педагогически целесообразного взаимодействия с ним и стимулирование развития его активности, инициативы, самодеятельности.
Личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах его интеллектуально-творческой деятельности. Источником развития ребенка выступает его природная активность. В зависимости от возраста она может проявляться в общении, деятельности, отношениях.
Особое место в формировании социокультурного мира ребенка принадлежит игре, которая выступает основной формой жизнедеятельности, одним из видов социальной деятельности детского организма, средством развития ребенка как личности и способом его самовыражения. Сама по себе она составляет и цель, и действие, и наслаждение. В социально-педагогическом плане в детских играх интегративно отражены в доступной форме социальные нормы и требования.
В национальных играх проявляется характер народа, многовековой опыт проявления и развития душевных и физических сил ребенка, сформированный в определенной этнической среде. Они помогают формировать у последнего то особенное, что характерно для его народа, тип личности с особенностями национальной ментальности.
Семейные игры обусловлены семейными традициями или профессиональной деятельностью родителей. Дети любят играть, копируя деятельность своих родителей – учителей, врачей, продавцов, военнослужащих.
Через игры можно решать определенные социально-педагогические задачи, стимулируя формирование социокультурного мира ребенка. Предметом игры является ролевое поведение и направленная активность
Средством игры – разнообразные игрушки. В их изобретении принимали участие многие народы и некоторые мыслители. Аристотель рекомендовал в интересах воспитания изобретать для детей игрушки, иначе они, не имея чем играть, станут ломать в доме дельные вещи. Платон писал, что мальчикам посредством игры следует давать такое направление, которое поможет им приспособиться к будущим своим занятиям. Дж. Локк рекомендовал, чтобы все игры и развлечения детей имели целью формирование благих и полезных привычек. Швейцарский писатель Иоганн Каспар Лафатер (1741–1801; Lavater) придумал игру в деревянные кирпичики для построек. Та же мысль нашла отражение у французского педагога дошкольного воспитания Ф.-В. Фребеля. Он определял игру как "высшую ступень детского развития" и разработал теорию игры.
В играх ребенок упражняет части своего тела, самостоятельно познает их назначения и способы их использования. Они способствуют развитию у него разного рода наблюдений, способности рассуждать, что хуже и что лучше, навыков определения расстояния, величины, веса, прочности предметов, сообразительности, практичности, критики суждений, внимания.
Выделяют уединенные и совместные (общественные) игры, каждая из которых имеет свое социальное назначение.
Уединенные игры позволяют ребенку полностью уходить в процесс игры и получать от этого истинное наслаждение, проявляя самостоятельность. Это способствуют социальному развитию и формированию навыка самостоятельного решения простейших задач самореализации. Отсутствие такой возможности негативно сказывается на ребенке.
Закономерность психического развития ребенка как социального существа определяется двумя противоположными процессами (тенденциями): стремлением к общению и обособлению. Нарушение условий, сказывающихся на проявлении данной закономерности, отражается на социальном развитии ребенка. Об этом свидетельствуют факты воспитания детей в государственных учреждениях, где отсутствует возможность для самостоятельной игры ребенка.
Для ребенка имеет большое значение сам процесс игры, так как он способствует наиболее полному развитию. Например, можно наблюдать такую картину. Мама отдыхает с ребенком, который играет в песочнице, насыпая в ведро песок и высыпая его. Подходит время идти домой и она начинает торопить ребенка. Чтобы ускорить время, мама помогает ему наполнить ведро песком. Ребенок возмущен, он плачет, высыпает ведро и приступает снова к его наполнению. Для него важен именно процесс, а не результат.
В играх ребенок, подражая другим, овладевает опытом деятельности и в его душе возникает потребность анализа. Источником последнего является естественная любознательность ребенка, которая и проявляется в стремлении проанализировать (разобрать, развинтить), что способствует познанию окружающего мира на уровне обыденного сознания, в том числе и в сфере общественных отношений. Сначала анализ выражается примитивно. Например, когда ребенку нравится какая-нибудь игрушка, он долго играет с нею, а затем, чувствуя неудержимое влечение познакомиться с ее внутренним устройством, разбирает ее. После этого ребенок с грустью смотрит на результат и начинает требовать ее восстановления.
От анализа ребенок переходит к творчеству. К разряду творческих игр принадлежат так называемые символические игры, а именно: игры в зверей, птиц, солдатиков, разбойников.
Важное место в развитии детей имеют игры, способствующие накоплению у них житейского опыта, с помощью которых дети осваивают счет, первые правила строения, черчения, пения, состязания. Такие игры со времен Платона и Аристотеля рекомендуются для выявления наклонностей, степени дарований, пытливости ума и даже склада характера. Через них педагоги стараются формировать ум ребенка, развивая у него склонность к определенным видам деятельности.
В социальном развитии особенно важны совместные (общественные) детские игры. Среди своих товарищей ребенок чувствует себя в родственном, братском кружке. Общаясь с товарищами и соревнуясь с ними, он усваивает опыт общения и поведения в социальной среде. Недаром же говорят, что жизнь возгорается из жизни, как пламя от пламени. В этой среде у ребенка проявляется наибольшая изобретательность, остроумие, решительность, смелость, здесь складываются у него первые заботы об общественных интересах и уважение к ним, завязывается дружба, симпатии, вырабатываются и первые понятия о дисциплине и субординации условно поставленным вожакам. Он учится соотносить свое поведение с поведением других, что важно в формировании у него понимания общественных отношений.
Изложенное представляет наиболее существенные особенности социокультурного мира ребенка и необходимость его учета.